Этико-профессиональный кодекс

Этический кодекс Ассоциации психотерапевтов и психологов города Тольятти

Этический Кодекс психотерапевтов и психологов в области индивидуального и группового психологического консультирования призван:

  • оградить общество от нежелательных последствий бесконтрольного и не квалифицированного использования психологических знаний,
  • защитить психотерапевтов и психологов от дискредитации и манипуляций.

Этические нормы устанавливают обязательные правила профессиональной психологической деятельности психолога и психотерапевта. Этические нормы не исчерпывают всех ситуаций профессиональной деятельности психолога и психотерапевта.

При принятии решений о профессиональном поведении, в дополнение к существующему законодательству, психологи и психотерапевты должны руководствоваться данным Этическим Кодексом. Если отдельные нормы поведения Этического Кодекса отличны от норм действующего законодательства, психологи и психотерапевты в профессиональной деятельности выбирают соответствие более высоким стандартам

За нарушение Этического Кодекса психолог и психотерапевт может лишиться членства в ассоциации, а также к нему могут быть применены такие санкции, как общественное порицание.  В случае серьезных нарушений Этического Кодекса ассоциация может ходатайствовать о привлечении психолога и психотерапевта к суду. Для утверждения норм Этического Кодекса и в соответствии с ними ассоциация может выступать в суде в качестве общественного обвинителя или защитника.

 

  Этические нормы 

  1. Общие нормы
  2. Границы компетентности. 

– Психологи и психотерапевты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.

– Психологи и психотерапевты осуществляют профессиональную деятельность в новых областях или используют новые методики только после их соответствующего изучения, прохождения обучения, супервизорства и/или консультирования у компетентных в этих областях или методиках специалистов.

– В областях деятельности, в которых еще не выработаны приемлемые стандарты полготовки, психологи и психотерапевты, делают все возможное для повышения компетентности своей работы и зашиты клиентов от возможного вреда и т.п.

–  Психологи и психотерапевты, принимая решение, связанное с профессиональной деятельностью, должны учитывать свою квалификацию и опыт работы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными отличиями (возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, разновидность психологической проблемы, физического или психического расстройства, язык или социо-экономический статус и т.п.).

  1. Описание и/или объяснение результатов психологической работы

– В работе с клиентами-непрофессионалами психологи и психотерапевты используют понятные для них термины и объяснения

– Если по каким-либо причинам (контракт о неразглашении полученных результатов, незаконность сообщения результатов определенным группам лиц) психологи не могут сообщать информацию тем,  кому она нужна и к кому относится,  то они должны заранее их предупредить о невозможности пользования этой информацией.

  1. Уважение права других оставаться другими в своей профессиональной деятельности.  Психологи с уважением относится к правам других людей на установки, мнения, моральные нормы и т.п.., отличные от их собственных.
  2. Недискриминация в своей профессиональной деятельности. Психологи всячески избегают какой-либо дискриминации на основе возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо-экономического статуса или иного признака, оговоренного в законе.
  3. Посягательства на честь и достоинство клиентов.

Психологи не имеют права осуществлять действия, которые могут оскорбить или унизить честь и достоинство клиентов.

  1. Отношение к личным проблемам.

– Психологи хорошо представляют, что их личные проблемы могут влиять на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому они избегают тех областей своей профессиональной деятельности, в которой эти проблемы могут отразиться особо остро и нанести какой-либо вред включенным в эту деятельность клиентам.

– Психологи обязаны делать все возможное для распознавания на как можно более ранних этапах формирования и/или наличия своих личностных проблем, которые могут явиться препятствием в осуществлении их профессиональной деятельности

– Для устранения обнаруженных внутриличностных препятствий в осуществлении своей профессиональной деятельности психологи обращаются за профессиональной помощью к коллегам и определяют на это время ограничения, налагаемые на свою профессиональную деятельность.

  1. Ненанесение вреда.  Психологи делают все возможное, чтобы предотвратить или уменьшить нежелательные последствия от своей профессиональной деятельности, а также избавить и защитить клиентов от подобных последствий.
  2. Неправильное использование психологических знаний. Признавая силу психологических знаний, психологи делают все возможное для предотвращения чьего-либо личного, финансового социального, организационного и политического влияния с целью принуждения к неправильному использованию психологических знаний.
  3. Неправильное использование психологов и результатов их работы.

– Психологи не участвуют в деятельности, результаты которой могут быть использованы для дискредитации психологии.

– Если психологам становится известно о неправильном использовании результатов их работы они делают все возможное для устранения и/или исправления допущенных ошибок

  1. Бартер с клиентами.

Психологи, как правило, воздерживаются от получения подарков и услуг от клиентов взамен оказанную им помощь, поскольку такая практика является серьезным источником конфликтов эксплуатации и девальвации профессиональных отношений Психолог может участвовать в бартере только в тех случаях» когда это не мешает профессиональной деятельности и не приводит к манипуляции.

  1. Денежное вознаграждение.

Вопросы денежного вознаграждения в качестве оплаты своего труда психологи решают на самых ранних стадиях психологического взаимодействия с клиентом, но в любом случае до момента психологического вмешательства (интервенции).

  1. Ведение профессиональном и научной документации.

Психологи должным образом документируют свою профессиональную работу с целью обобщения и распространения своего опыта, облегчения дальнейшей деятельности, а также для возможности предъявить свою работу в других инстанциях.

  1. публичные выступления и публикации. 

Публичные выступления и публикации включают в себя брошюры, газетные и научные статьи, резюме интервью в СМИ. лекции и устные выступления, платную или бесплатную рекламу,   a также любые материалы, распространяемые электронным путем (Интернет, чат, электронные конференции и т.п.).

  1. Избегание ложных или неверных утверждений

– Психологи в публичных выступлениях и публикациях не допускают ложных и/или неверных высказываний и не пользуются непроверенной информацией,

– Для подтверждения своего профессионального статуса психологи используют только те документы, которые официально признаются государством и психологическим сообществом.

  1. Свидетельства и подтверждения. Психологи не используют и не апеллируют к свидетельствам и подтверждениям клиентов, работа с которыми не закончена.
  2. Тестирование, оценка и вмешательство
  3. Оценка и диагноз

– Психологи осуществляют оценивание, диагностические работы и вмешательство только в рамках, определенных профессиональными отношениями.

– Психологические заключения, отчеты, рекомендации и диагнозы строятся только на информации, полученной посредством валидного психологического инструментария

  1. Использование психологического инструментария

– Используя любой психологический инструментарий, психологи должны быть, уверены, что данный инструментарий адекватен решению поставленных задач, а его использование учитывает границы применимости.

– Психологи, пользующиеся инструментарием, знают границы достоверности, валидности,   стандартизации и другие особенности применения инструментария.

– Психологи не допускают неквалифицированного использования психологического инструментария.

– Когда стоит вопрос о диагнозе, оценке и прогнозе в отношении клиента, психологи обращают особое внимание на ограничения в применении инструментария и интерпретации, полученных с его помощью данных,

– Психологи делают все возможное для определения ситуаций, в которых психологические техники или инструментарий могут быть использованы неадекватно или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения.

3  Интерпретация данных.

При интерпретации данных, в том числе и при автоматизированных интерпретациях, психологи стараются учитывать факторы, зависящие как от данного инструментария, так и от конкретного испытуемого, что может повлиять на психологическое заключение или достоверность интерпретаций. Психологи отмечают любые значимые факторы, которые катят на достоверность или ограничения интерпретаций.

  1. Создание тестовых оценок и интерпретаций – психологи, распространяющие психологический инструментарий среди других профессионалов, должны точно указать цели, нормы, валидность, достоверность, применимость процедур и необходимую квалификацию для пользования данным инструментарием. И несут ответственность за правильное применение и интерпретацию результатов, не зависимо от того, проводили ли они подсчет и интерпретацию сами или это делалось, автоматизировано.
  2. Объяснение полученных результатов  – результаты обследования должны быть объяснены клиентам на доступном им языке, не зависимо от того, кем проводилось исследование – психологом, ассистентом или в автоматическом режиме,
  3. Обеспечение безопасности психологического инструментария – психологи делают все возможное для сохранения целостности и безопасности психологического инструментария в соответствии с законом, взятыми обязательствами и стандартами данного этического кодекса.
  4. Процедурные нормы
  5. Информирование клиента

– При установлении профессиональных отношений между психологом и клиентом необходимо как можно раньше обсудить то, что будет происходить во время сессии (ий),  как будет соблюдаться конфиденциальность и как будут решаться финансовые вопросы.

– Если в работе психолога участвует супервизор, то этот факт оговаривается в предыдущем обсуждении, с указанием фамилии, имени и отчества супервизора, если он несет ответственность за данный случай.

– Психологи во избежание какого-либо непонимания предпринимают все, чтобы ответить на все вопросы клиентов о предстоящем консультировании,

  1. Осознанное согласие

– Психологи должны получить осознанное согласие на консультирование, пользуясь понятным для участников консультирования языком Содержание даваемого согласия будет зависеть от многих обстоятельств; однако, осознанное согласие в общем, виде отражает, что клиент:

  1. Способен дать согласие;
  2. Получил значимую информацию относительно всех процедур;
  3. Дал свое согласие на основе свободного волеизъявления и без нажима со стороны;
  4. Данное согласие правильно оформлено.

– В тех случаях, когда клиент официально не может дать осознанное согласие, психологи получают осознанное разрешение от тех, кто в соответствии с законом несет за клиента ответственность.

– Дополнительно, психологи:

  1. Информируют недееспособных клиентов о проводимых вмешательствах, сообразуясь с их психическим состоянием и особенностями;
  2. Стараются получить их одобрение и
  3. Учитывают личностные пристрастия и интересы.
  4. Взаимоотношения с парой и с семьей.

– В тех случаях, когда психологи оказывают услугу сразу нескольким людям, между которыми существуют близкие и/или родственные отношения (муж и жена, родители и дети, вступающие в брак и т.п.), психологи в самом начале стараются прояснить:

  1. Кто из них является клиентом и
  2. Какие отношения будут у психолога с каждым из участников консультации.

– Как только психолог сталкивается с выполнением потенциально противоречивых ролей (например, семейного консультанта мужа и жены и свидетеля одной из этих сторон на бракоразводном процессе). Он должен сделать выбор в направлении одной из них.

  1. Осуществление работы с клиентами, курируемыми другими психологами.  При принятии решений об оказании услуг тем, кто уже получает поддержку в отношении психического здоровья, психологи тщательно взвешивают лечебные вопросы и их влияние на благополучие клиента. Психологи выясняют у клиентов или тех, кто официально представляет их права, информацию, направленную на уменьшение риска непонимания или конфликта с теми, кто уже оказывает психологические услуги, и для того, чтобы не нарушить терапевтического процесса
  2. Консультации и взаимодействие с коллегами – психологи организуют необходимые консультации и взаимодействие с коллегами, исходя из интересов своих клиентов и с их согласия.
  3. Прерывание помощи

– Психологи планируют возможность продолжения работы с клиентами в случаях неожиданного прекращения своих услуг, вызванных болезнью, потерей работоспособности, переездом или финансовыми ограничениями, о чем заранее уведомляют клиента,

– Если отношения между клиентом и психологом определяются контрактом или договором о найме, то последние в случае окончания срока действия контракта или договора предпринимают меры для последующего оказания помощи клиентам.

  1. Окончание профессиональных отношений

– Психологи не бросают клиентов.

– Психологи прекращают свое вмешательство, когда становиться ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах и/иди дальнейшая работа не приносит результата, а ее продолжение может нанести вред клиенту.

– Перед прекращением терапии психолог выясняет актуальное состояние клиента и проводят соответствующую подготовку по прекращению работы или предпринимает усилия по передаче клиента другим специалистам.

  1. Неформальные отношения
  2. Внепрофессиональные отношения с клиентами

– В ситуациях, когда психологи не могут избежать внепрофессиональных отношений с клиентами, они должны быть особенно осторожны и внимательны и учитывать, силу своего влияния.

– Психологи должны стремиться избегать внепрофессиональных контактов с клиентами в ситуациях, способных нанести им вред.

– Если же в силу обстоятельств психолог не может предотвратить вред от внепрофессиональных отношений, то проблема должна решаться, исходя из интересов слабой стороны, и в полном соответствии с этическим кодексом.

  1. Сексуальные отношения

– Психологи уважают сексуальную неприкосновенность всех людей и стараются не допускать ее нарушения.

– Психологи не вступают в сексуальные отношения с клиентами, студентами или супервизируемыми.

  1. Консультирование бывших сексуальных партнеров – психологи не берут к себе в качестве клиентов тех, с кем находились в сексуальных отношениях.
  2. Конфиденциальность
  3. Обсуждение ограничений конфиденциальности

– Психологи обсуждают с клиентами и/или организациями, с которыми они устанавливают профессиональные отношения:

  1. Вопросы конфиденциальности:
  2. Необходимые ограничения на возможное использование информации, полученной во время работы,

– Обсуждение вопросов конфиденциальности должно проходить на самых ранних этапах психологической работы.

– Полученные с согласия клиента любые виды записи сессии охраняются от неправильного их использования клиентами.

  1. Сохранение конфиденциальности – психологи охраняют права на конфиденциальность всех клиентов, с которыми им пришлось работать.
  2. Минимизация вторжения во внутренний мир

– Для минимизации вторжения во внутренний мир клиента психологи в письменные и устные отчеты, заключения и т.п. Включают только ту информацию, ради которой и осуществлялось профессиональное взаимодействие.

– Психологи обсуждают конфиденциальную информацию, полученную от клиентов, студентов, участников экспериментов, супервизоров только в соответствии с научными или профессиональными задачами и только с теми, кто ясно представляет границы обсуждения этой информации.

  1. Обеспечение сохранности и неприкосновенности собранной информации – психологи несут ответственность за необходимый уровень конфиденциальности при сборе, обработке, переносе  сохранении письменной, автоматизированной или существующей в ином виде информации. Психологи сохраняют и используют собранную ими конфиденциальную информацию в соответствии с законом и этическим кодексом.

5 Разглашение информации

– Психологи раскрывают конфиденциальную информацию без согласия клиента только в случаях, предусмотренных законом, а также, если это направлено на

  1. Обеспечение необходимой профессиональной помощи клиентам;
  2. Проведение необходимых профессиональных консультаций;
  3. Защиту клиентов.

– Психологи могут разглашать конфиденциальную информацию при наличии соответствующего разрешения от клиента.

– При консультации с коллегами, психологи не делятся конфиденциальной информацией, которая могла бы привести к идентификации клиента, за исключением случаев, когда на разглашение конфиденциальной информации было получено разрешение или разглашение не возбранялось.  Психологи предоставляют только ту информацию, которая необходима для проведения консультации.

  1. Конфиденциальная информация о базе данных

– При введении конфиденциальной информации в базу данных или в систему записей, которые доступны людям, в отношении которых с клиентами не оговаривался доступ к конфиденциальной информации, психологи должны использовать кодирование или другие технические приемы для предотвращения вторжения в личные данные.

– (в) предоставляя записи третьим лицам, психолог должен позаботиться о том, чтобы в них отсутствовала информация, позволяющая идентифицировать участников этих записей.

– Если с носителей информации невозможно стереть идентифицирующую участников информацию, психолог должен получить от идентифицируемых участников разрешение на предоставление этой информации третьим лицам, в ином случае данные носители информации не подлежат передаче третьим лицам.

  1. Использование конфиденциальной информации в обучении, публикациях публичных выступлениях

– В публикациях, лекциях или других публичных выступлениях психологи не разглашают конфиденциальную информацию, в которой возможна идентификация клиентов, если только на это не было получено их письменное или устное согласие.

– Во время научного или профессионального общения психологи должны настолько изменить, конфиденциальную информацию об обсуждаемых лицах, чтобы они не могли быть идентифицированы третьими лицами, а обсуждение не нанесло им вреда, если они узнают сами себя.

  1. Защита записей и данных – психолог должен быть заранее готов к защите конфиденциальной информации на случай потери своей работоспособности или смерти, а также изъятия или кражи записей и данных.
  2. Решение этических вопросов
  3. Знание этического кодекса – психологи должны быть знакомы с данным этическим кодексом и другими положениями, затрагивающими этические вопросы, и представлять применимость этих норм к своей работе. Незнание, непонимание или заблуждение относительно этических норм не может быть оправданием неэтичного поведения.
  4. Возникновение этических вопросов в тех случаях, когда психолог самостоятельно не может разрешить этические вопросы в отношении своих действий в какой-либо ситуации, он обращается за помощью к другим психологам, более искушенным в этических вопросах, а также к психологическим общественным объединениям или государственным организациям
  5. Противоречия между этическими нормами и служебными обязанностями – если служебные обязанности психолога-консультанта входят в противоречие с этическим кодексом, он должен как можно раньше выявить суть противоречия и устранить его в пользу профессиональных этических норм.
  6. Неформальное устранение этических нарушений – в тех случаях, когда психологам становится известно об этических нарушениях другого психолога-консультанта, они обращают его внимание на эти нарушения и ограничиваются этим, если подобное обращение привело к приемлемому разрешению ситуации.
  7. Сообщение об этических нарушениях – если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем или оно не было устранено в приемлемой форме, психологи предпринимают действия, направленные на подключение психологической общественности с целью пресечения этих нарушений.
  8. Сотрудничество в решении этических вопросов – в решении этических вопросов психологи сотрудничают, прежде всего, с сертификационным советом в области психологического консультирования.
  9. Необоснованные претензии – психологи не допускают разбирательства по поводу этических претензий,  которые недостаточно обоснованы,  анонимны или преследуют цель дискредитации другого психолога.