Биография и путь к мастерству:
Чубаркин Артур Владимирович родился 21 мая 1963 года в пос. Беринговский Чукотского района Магаданской области в семье полярного летчика. Детство и юность прошли на Чукотке, что во многом сформировало дальнейшие жизненные приоритеты. В 1985 году окончил Куйбышевский медицинский институт им. Д. И. Ульянова по специальности «Лечебное дело». Вел работу в студенческих научных кружках по хирургии и психиатрии. В 1985-86 г.г. прошел интернатуру по психиатрии (руководитель – Вулис Я.А., научная работа по теме «Нарушение психики у людей пожилого возраста»). В 1986-87 г.г. работал участковым психиатром в районной больнице г. Похвистнево Самарской области. С 1987 г. и по настоящее время проживает и работает в г. Тольятти Самарской области.
Профессиональная деятельность:
С 1987 г. стал работать врачом-психотерапевтом поликлиники, сексологом. Первичная специализация по психотерапии – руководитель Покрасс Михаил Львович. Прошел многочисленные усовершенствования и специализации (групповая психоаналитическая терапия (Ериш М.И.), поведенческая, семейная, детско-подростковая (Эйдемиллер Э.Г.), личностно-ориентированная реконструктивная по Мясищеву, телесноориентированная по Райху-Лоуэну, голосовая психотерапия, танатотерапия (В. Баскаков), сексология (Либих С.С.). С 1989 г. и по настоящее время – заведующий Городским центром психотерапии «Мой Мир» (государственное хозрасчетное учреждение). С 1988 г. по 2000 г. и с 2013 г. по настоящее время – главный внештатный психотерапевт г. Тольятти. С 1993 г. – Президент Ассоциации психотерапевтов и психологов г. Тольятти. С 1995 г. – руководитель Самарского регионального отделения Российской психотерапевтической Ассоциации. С 2000 г. – член Европейской Профессиональной Психотерапевтической Лиги. С 1989 г. по 1999 г. – Председатель экспертно-квалификационной комиссии по деятельности народных целителей, за что удостоен статуса «Почетный академик Международной Академии энергоинформационных наук». С 1997 г. – супервизор по психотерапии Российской психотерапевтической Ассоциации. 1994-1996 г.г. – организовал и обеспечивал финансирование профессионального психологического Телефона Доверия. Автор городского проекта «Театр сказки и сказкотерапии». Большой опыт работы с педагогами детских садов и школ (ООЦ «Школа», начальная школа Академии бизнеса и банковского дела, школа-интернат для слабовидящих № 4 и др.).
Совместно с Чубаркиной М.С. – 6 лет автор и соведущий еженедельной радиопередачи «Психологический практикум» (107,9 FM радио «Эхо Москвы в Тольятти»), по материалам которой выпущено 2 аудиодиска «Рекомендовано в кризисе. Психологический Практикум».
Инструктор по парной йоге (школа ишта-йоги Льва Тетерникова). Разработал авторские тренинги по когнитивно-поведенческой и телесной психотерапии.
В фокусе работы – Личность и Семья.
В 2007 году защитил кандидатскую дисертацию. Опыт работы преподавателем Университета Российской Академии образования, Тольяттинского государственного университета, в проекте «Школа молодого предпринимателя» Тольяттинского бизнес-инкубатора. Индивидуальный предприниматель по психотерапии.
О личности:
Женат. Жена – врач-психотерапевт, сексолог. Двое детей.
Любимый вид отдыха: русская баня.
Действительный член Русского географического общества и член областного Совета РГО Самарской области. Член комиссии по развитию туризма регионального отделения РГО Самарской области. Руководитель экспертной группы Общественного Совета по стратегическому планированию Думы г.о. Тольятти. Член Попечительского Совета краеведческого музея. член рабочей группы по развитию туризма мэрии г.о. Тольятти; член Общественного Совета по туризму при Департаменте туризма Самарской области.
Адмирал Жигулевской кругосветки на собачьих упряжках 2015 г.Победитель 2-го международного фестиваля неигрового кино «Арктика» (2012 г.) в номинации «Лучшая операторская работа».
Депутат Думы г. о. Тольятти с 2009 г. по 2013 г.
Руководитель проекта «Международная гонка на собачьих упряжках Volga Quest».
Ведет большую общественную работу по пропаганде активной жизненной позиции и здорового образа жизни, особенно среди молодежи.
Личный девиз: «Под лежачий камень вода не течет».
Принципиально не курит.
Увлечения: видеосъемка, фотография, авторская песня, семейные водные походы, генеалогия рода, ездовой спорт на собачьих упряжках. Яхтенный рулевой II класса. Автор персональных фотовыставок: «Арктика и Антарктика», «Север глазами Артура Чубаркина», «Лица Чукотки» и т.д. Выпущен аудиодиск бардовской песни. Автор ряда фильмов об экспедициях в отдаленные районы земного шара.
Награды:
Заслуженный путешественник России.Награжден Почетной грамотой губернатора Самарской области, высшей наградой Мэра г. Тольятти почетным знаком «За заслуги перед городским округом Тольятти», медалью РОСПО «За отличие». Лауреат Премии имени М.В. Ломоносова с вручением золотой медали. Лауреат конкурса «Лучший отец года - 2007» г. Тольятти. Лауреат конкурса «Послы Самарского региона - 2007». Номинант конкурса «Народное признание» в 2014 году, Самарская область. Лауреат 35-го Всероссийского Фестиваля бардовской песни им. Валерия Грушина в конкурсе туристического видеофильма. Лауреат городского конкурса семьи «Высший подвиг – сотворение любви». Лауреат национальной премии в области экстремальных и приключенческих видов спорта «Грани экстрима» в номинации «Лучшая экспедиция 2006-го года».
Путешествия:
Является профессиональным путешественником. Организатор и участник многочисленных путешествий: Полярный-Южный Урал, Саяны, Тянь-Шань, Памир, хребет Хамар-Дабан, Путораны, Сихотэ-Алинь, Шантарские острова, Чукотка, Карелия, Кольский полуостров и т.д.
Экспедиции: 1) экологическая парусная по Байкалу (1990 г.), 2) историко-географическая по Чукотке к месту гибели первопроходца Никиты Шалаурова и памяти писателя – геолога Олега Куваева (1993 г.), 3) на яхте «Урания II» в Антарктиду (первая парусная экспедиция из России после открытия Антарктиды Беллинсгаузеном и Лазаревым) (1998-99 г.г.), 4) спортивно-патриотическая автономная экспедиция к Северному Полюсу на собачьих упряжках «Трансарктика-2006» (первое в мире автономное достижение Северного Полюса на собаках).
Установил флаг Тольятти и Самарской области на Северном Полюсе.
В 1985 году окончил Куйбышевский медицинский институт им. Д. И. Ульянова по специальности «Лечебное дело».
В 2007 году защитил кандидатскую дисертацию.
Президент Ассоциации психотерапевтов и психологов г. Тольятти, заведующий городским центром психотерапии "Мой Мир" при ГБУЗ СО «Тольяттинская городская поликлиника № 2», кандидат медицинских наук, супервизор Российской Психотерапевтической Ассоциации, член Европейской Профессиональной психотерапевтической Лиги, почетный академик МАЭН.
Профиль деятельности:
- врач-психотерапевт
- семейный и подростковый психотерапевт
- сексолог (семейно-сексуальные дисгармонии)
Стаж в профессии: психиатрия – 2 года, психотерапия – 30 лет.
Принципиальные особенности психотерапевтической работы:
- индивидуальность подхода;
- работа в группе как в модели социума и отношений;
- тренировочный подход (в отличие от оберегающего);
- функциональный подход («все болезни и проблемы от жизни, которую себе устроил»);
- работа на устранение причин в биопсихосоциальной модели (одновременное влияние на биологическую, психологическую, социальную группу причин) – так называемый этиопатогенетический подход;
- увеличение результативности через одновременную работу:
1) с телом (и через тело) и эмоциями – телесноориентированная психотерапия,
2) с представлениями и поведением – когнитивно-поведенческая психотерапия,
3) с подсознательными программами (рода, родителей) – семейные расстановки по Б. Хеллингеру;
- последовательность шагов: осознание → отреагирование → устранение причин → изменение поступков и выборов
- сочетание индивидуальных и групповых форм работы;
- коллегиальная работа со специалистами центра психотерапии «Мой Мир» (врач-психотерапевт Чубаркина М.С., детско-подростковый психолог Смирнова А.В.)
Используемые методы (основные):
- индивидуальная патогенетическая психотерапия по В. Мясищеву;
- терапия реальностью (поведением, эмоционально-стрессовая) по М.Л. Покрассу;
- устранение семейно-сексуальных дисгармоний по C. Либиху;
- телесноориентированная психотерапия по А. Лоуэну, В. Райху, Д. Боаделлу;
- танатотерапия (телесноориентированная) по В. Баскакову;
- парная иштатантра-йога по Л. Тетерникову;
- семейные расстановки по Б. Хеллингеру (Чубаркина М.С.);
- голосовая психотерапия.
Чем и кем занимаются психотерапевты центра «Мой Мир».
Социально-значимые проблемы:
И далее:
Тезисы доклада к 12 Региональной Научно-практической психологической Конференции
«Подростковый период как главная предпосылка для становления Личности».
Взять для обсуждения эту тему меня побудила частая обращаемость родителей в состоянии даже не тревоги, а ужаса, когда их ребенок входит в подростковый период взросления.
Я хорошо помню свою тревогу, когда сыну (второму ребенку нашей семьи) исполнилось 11, а все его хвалили, 12 (!) – по-прежнему хороший мальчик. И наконец-то в 13 гром грянул. Прихожу домой, а на двери в его комнату: «Не входить! Территория Саши Чубаркина!». В этот вечер мы с женой тихонечко отпраздновали за ужином событие – сын стал Его Величеством Подростком! Период послушания, халявы для родителей закончился.
Начался период проверки семейных отношений и нас как личностей на настоящность.
Перечислю известные характеристики подросткового периода взросления:
· Подростковый негативизм, протестное мышление (даешь – отталкивают, забираешь – хватают)
· Начало подростковости: начинает хитрить, обманывать (уже сопротивляется, но не отваживается заявиться открыто)
· Освоение агрессивных форм поведения (от физической агрессии до манипулирования, принятого в обществе) и умение говорить «Нет!»
· Освоение поступков за границей разрешенного (чем сильнее контроль и давление родителей, тем опаснее, асоциальнее поступки)
· Подход: «Я – особенный, мне законы жизни не писаны» «Пусть этот мир прогнется под нас» (по Макаревичу)
· Отказ от опоры на родителей и (это важно!) опора на свою стаю. Найти свою стаю! И следование нормам стаи!
· Доверие своим, а не родителям
· Упоение от собственной свободы, свободы человека, вырвавшегося из рамок «хорошо-плохо»!
· Снижен инстинкт самосохранения (как вариант Я-особенный)
· Максимализм оценок (свои-чужие, крутой-лузер, белое-черное)
· Стремление победить свой страх лидера, «победить отца». Мое слово – последнее, а не родителей.
Весь этот этап называется подростковое самоутверждение.
Поэтому застрявший в этом этапе также как и послушный до11-тилетний, не проживает свою жизнь. Но если до 11ти лет ребенок освоил до 40 % инструментов к жизни, то подросток осваивает следующие 40 % инструментария. И всегда задвинет беззубого правильного, доброго и послушного.
Итог: я перечислил нормальные признаки нормального подросткового периода взросления.
По варианту: прожил и пошел дальше.
И норма возраста такого проживания 11-14 лет. В 14 лет в школу ходят не учиться, а тусоваться, конкурировать и влюбляться. Поэтому задача родителей: помочь прожить этот период, помочь не застрять в нем.
Но реальность такова, что 40 % населения России этот (подростковый) психологический возраст сами… не проживали. А научить можно тому, что умеешь сам…
Родители часто не задумываются, не формулируют для себя, какого сына (дочь) они хотят получить на выходе из семьи.
А выход, отделение, психологическим языком – сепарация – это уже к 18ти годам!
Родители на приеме соглашаются, что хотят в итоге получить Личность.
Но Личность:
· знает чего хочет и не хочет
· умеет говорить «Нет!»
· знает и умеет отстаивать свои границы
· имеет свое мнение
· не боится не понравиться другим
· не зависит от мнения, оценки окружающих, в.т.ч. родителей
· реалистичен, устойчив к манипулированию извне
· идет своим путем
· открывает, что люди не делятся на хороших и плохих
· вырывается из оценочного подхода к себе и другим
· стабилизирует свою самооценку
· осваивает себя настоящего
Скажу такую сложную для принятия фразу: Хороший человек, добрый человек, альтруист… Личностью еще не стал!
В формировании личности как раз и велика роль подросткового периода взросления.
Смысл, суть, задача подросткового этапа:
· вырваться из периода послушания
· отстоять еще хорошо слышимые человеком свои индивидуальные потребности
· избавиться от страха ослушаться
· вырваться из системы родительского стимулирования: Кнута и Пряника
· проживать не Правильную, а свою жизнь
· жить не чужой, а своей головой, проверенными самим ценностями
· наделать своих ошибок, получить свой опыт
· вырваться из лап семейного мифа: «Мы лучшие, делай как мы».
Если это не происходит вовремя, т.е. в 11-14 лет, то в лучшем случае мы получим отсроченный взрыв, отсроченный подростковый этап: где-нибудь на 3ем курсе брошенный платный ВУЗ.
В худшем варианте: депрессию к 30ти годам с самооценкой «ниже плинтуса» и суицидальными мыслями. Либо вегето-сосудистую дистонию с паническими атаками и непониманием ее внутренних причин.
Либо депрессивный вариант накопления «болезней на нервной почве» в дальнейшем.
Период послушания – это как ехать на велосипеде с рулем, повернутым влево. Подростковость же – руль категорически поворачивается в противоположную сторону. И то и другое неадекватно.
Но далее наступит период психологического одиночества – период, когда человек учится БАЛАНСИРОВАТЬ: влево-вправо, влево-вправо. Повилял, выровнялся и доехал куда надо. Прожил свою жизнь!
И некоторые рекомендации родителям:
· Принимать, а не воспитывать, контролировать.
· Четко помнить, что хотим получить на выходе Личность, умеющую сказать «Нет!»
· Содействовать отделению (сепарации) к 18ти годам из родительской семьи.
· Различать ругательный эгоцентризм (я – центр и все для меня и вокруг меня) и эгоизм – как умение заботиться о себе в 1ую очередь (каждый для себя центр, и мне ничего не должен).
· Быть самим Личностью!
· Не подменять ребенка собой, дать набить шишку самому, благодарить себя за опыт, а не маму-папу, за поддержку.
· Быть у себя главным (т.е. эгоистами), далее – партнер, далее – ребенок (Закон приоритета).
· Помогать осваивать себя настоящего, а не хорошего-доброго-правильного-послушного.
· Не бояться агрессивного поведения подростка.
· Женщине – уже в 1,5 года ребенка вернуться к себе и мужчине, этим включая отца в эмоциональные, а не конкурентные или формальные отношения с ребенком.
· Не бояться оставить последнее слово за подростком.
· Понимать, что давление ведет к еще большему сопротивлению.
· Не манипулировать деньгами и лозунгами-сравнениями.
· Обнимать, не смотря на реакцию недовольства.
· Изучить его язык, уметь прикалываться, победить свою тревогу.
· Не бояться быть равными, а не сверху, настоящими, а не идеальными.
· Взрослеть вприпрыжку за подростком!
Чубаркин Артур Владимирович, кандидат медицинских наук, Президент ГОО «Ассоциация психотерапевтов и психологов г. Тольятти», заведующий центром психотерапии «Мой Мир» ГБУЗ СО «ТГП № 2», врач-психотерапевт, сексолог.
Проводимые тренинги.
Психотерапевтический когнитивно-поведенческий тренинг-марафон «Я – хозяин своей жизни» или «Диагностический»
Тренинг (от англ. "train" – тренировать). В психотерапии тренинг - это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на самодиагностику через происходящее, осознавание, эмоциональное отреагирование и изменение. Методика тренинга включает в себя 2 компонента: ролевую игру и групповую дискуссию. Данный тренинг – это скорее запрограммированный курс обучения, чем серия обычных занятий. Репетиция поведения – основная методика тренинга – состоит из ролевого проигрывания сложных ситуаций, которые создавали уже и будут создавать в будущем проблемы, тупиковые ситуации, если ничего не менять.
Группа является моделью реального поведения личности, в которой он проявляет типичные для него не позитивные стереотипы поведения, основанные на родительских программах, социальных псевдоморальных принципах, лишь использующих, но не реализовывающих человека. В результате работы облегчается отказ от нежелательных стереотипов и закрепляются навыки адекватного поведения и полноценного взаимодействия с другими людьми. Личность начинает ощущать свою способность к изменению, выбираясь из собственных внутренних рамок.
Что еще важно отметить? Существует 3 основных жизненных стратегии. В терминологии тренинга это – Победитель, Жертва, Мешок. (Следует различать Личность и ее стратегию, Личность и ее Поведение. Личность изначально уважаема, поведение может быть ошибочным.) Вокруг нас лишь до 30% Победителей. Невозможно остановить уверенного и закаляющегося трудностями Победителя, невозможно помочь Жертве, бесполезно призывать к активности Мешков.
Как узнать свою жизненную стратегию? Как внести в нее принципиальные коррективы? Вам не нравиться Ваша родительская программа? Вы в праве и в силах начать ее менять. Научить можно тому, чего умеешь сам. Будешь счастлив сам – научишь этому своих детей. Будешь Жертвой – не жди другого от потомков. А чей род будет сильнее и жизнеустойчивее перед другими в любом государстве и при любом правительстве? Кого нельзя использовать и обмануть? Конечно же, Победителя.
Тренинг проводится на нейтральной территории, с эффектом «погружения» и «пропитывания». По-другому его можно назвать еще и «Терапией Реальностью».
Условия для проведения:
Длительность – 2 дня по 10-12 часов в субботу – воскресенье. Состав людей смешанный (муж. – жен., возраст от 16 и старше, разных профессий, проблем и социального статуса).
Телесноориентированный курс психотерапии (I и II ступень по методу Райха – Лоуэна – Баскакова)
В момент слияния двух клеток, мужской и женской, дающих начало жизни новому человеку, образуется три зародышевых листка, из которых и разовьются в дальнейшем три системы: нервная, мышечная и внутренние органы. Любое неотреагированное событие в жизни человека оставляет свой след (груз) в каждой из них.
Основоположник телесноориентированной психотерапии - нем. ученый Вильгельм Райх. Суть его «вегетотерапии» – возможность влияния на эмоциональное и физическое состояние человека через работу с его телом, размораживание «холодных» участков тела, активизация «оргонной» (т.е. биоэлектрической) энергии специально созданными упражнениями, работа с биологическим дыханием. Его ученик и последователь Александр Лоуэн назвал уже свой метод работы – биоэнергетика, как работа с биоэлектрическим океаном химического и энергетического обмена. Нарушения свободного движения энергии ведет к дисфункции вегетативной нервной системы и психосоматическим расстройствам. Устранение нарушений приводит к восстановлению здоровья.
В тренинге также используются элементы системы Фельденкрайза, биосинтеза (Боаделла), тренинга Пирракоса, ишта-йоги (йога вдвоем), тантра-йоги, голосовой и сексуальной терапии.
Тренинг включает в себя блоки:
- работа со сверхконтролем (довлеющей ролью сознания, разума в выборе поступка, приводящей, к примеру, к потере оргазма у женщин);
- работа с детско-родительскими отношениями;
- работа с агрессией и агрессивностью;
- оптимизация мужско-женских отношений;
- отработка партнерских взаимоотношений;
- работа с алекситимией (неумение слышать сигналы тела и эмоций);
- и т.д.
Метод используется для:
- восстановления эмоционального равновесия человека;
- активизации сил организма;
- повышения его стрессоустойчивости, гибкости;
- открытия и принятия собственной телесности;
- узнавания потребностей и желаний организма (знать свое «хочу»);
- умения переводить на понятный разуму язык телесные сигналы;
- умения чувствовать других и получать объективную, быструю информацию через невербальные каналы;
- избавления от «комплексов», семейно-сексуальных дисгармоний.
Показанием для участия в марафоне будет и наличие проблем с позвоночником (остеохондроз, радикулит), гинекологические заболевания (фибромиома, психогенное нарушение менструального цикла, аноргазмия, аднексит), депрессии, неврозы, «болезни на нервной почве» (психосоматические заболевания) и т.д.
Это возможность принять своего «внутреннего ребенка», быть любым и любимым, принять собственную сексуальность, научиться различать и строить с разными людьми платонические, эротические и сексуальные отношения.
Это возможность через тело, в обход защит умного разума, на хронические сложности. Это праздник души и тела!
Обычно тренинг включает в себя две ступени с перерывом в 1 месяц.
Участникам необходимо иметь с собой:
1) коврик или покрывало;
2) сменную обувь и шерстяные носки;
3) повязку на глаза;
4) еду на перекус (1 р. в день);
5) свободную для движений одежду (не джинсы).
По окончании возможна выдача сертификата участия для психологов.
Танатотерапия
(«танатос» греч. – смерть и «терапия» – уход, забота, лечение).
Это психотерапевтический метод воздействия на весь круг проблем человека, затрагивающих эмоции и тело, в первую очередь на проблемы повышенной тревожности и страхов. Это область установления человеком максимально полного контакта с процессами умирания и смерти, дабы Смерть заняла адекватное и достойное место в Жизни человека. Это и культура правильного умирания, и углубление мировоззрения, и обучение оказанию помощи умирающему, возможность вернуть его к жизни или возможность перевести агонию во Встречу.
Танатотерапия повышает качество жизни, качество ощущений, увеличивает контакт и отдачу каждой минуты жизни, устраняет фобии.
Это гармоничный набор телесных приемов, приводящих (как тропинка) к глубокому расслаблению (как к аналогу смерти).
Применение танатотерапии подготовленными специалистами позволяет получать значимые результаты при неумении человека расслабляться, бесплодии, привычном невынашивании беременности, аноргазмии, алекситемии, депрессии, астении, наркомании, остеохондрозе позвоночника, при работе со страхами, болями, при подготовке к родам и т.д.
Тренинг длиться 2 дня по 12-13 часов. Возможно проведение тренинга как III-го этапа телесноориентированного курса.
Тренинг «Тело: духовность и сексуальность» (сексуального взросления)
Тренинг является 4-й ступенью телесно ориентированного психотерапевтического курса врача-психотерапевта Чубаркина А.В., проводится для уже открывших для себя тело людей. Его цель - принятие и развитие собственной сексуальности, открытие глубины и красоты тела человека. Это очередная ступень на пути духовного и физического развития, искусства жизни, пути осознанной любви, познания себя и оздоровления.
Тело, Сознание и Дух (духовность) едины. Желание не подавляется, его энергия используется для трансформации сознания, духовного и телесного продвижения.
В тренинг входят: практика мягких растяжек и йоги с партнером (ишта-йога), работа с утренними энергетическими потоками, техники Тантры (восточного искусства любви), техники даосского массажа телом и управления сексуальной энергией Кундалини.
Физическое тело и практика работы с партнером с партнером используется как инструмент для работы с сознанием и энергией, предусматривая интеллектуальное осмысление всего того, что происходит на пути самореализации, оздоровления и самосовершенствования. В тренинге между упражнениями введены информационные блоки об этапах сексуального формирования, причинах его задержки и формах проявления патологии, о связи сексуального и психологического, сексуального и эмоционального, сексуального и рационального (сверхконтроля).
Этот тренинг для всех. кто хочет любить и быть любимым. Тренинг развивает сексуальность, повышает привлекательность и личную силу, дает возможность по новому дарить и принимать любовь, решает проблемы внутренних конфликтов и семейно-сексуальных дисгармоний. Является мощным оздаравливающим инструментом.
«Подростковый период как главная предпосылка для становления Личности».
Взять для обсуждения эту тему меня побудила частая обращаемость родителей в состоянии даже не тревоги, а ужаса, когда их ребенок входит в подростковый период взросления.
Я хорошо помню свою тревогу, когда сыну (второму ребенку нашей семьи) исполнилось 11, а все его хвалили, 12 (!) – по-прежнему хороший мальчик. И наконец-то в 13 гром грянул. Прихожу домой, а на двери в его комнату: «Не входить! Территория Саши Чубаркина!». В этот вечер мы с женой тихонечко отпраздновали за ужином событие – сын стал Его Величеством Подростком! Период послушания, халявы для родителей закончился.
Начался период проверки семейных отношений и нас как личностей на настоящность.
Перечислю известные характеристики подросткового периода взросления:
· Подростковый негативизм, протестное мышление (даешь – отталкивают, забираешь – хватают)
· Начало подростковости: начинает хитрить, обманывать (уже сопротивляется, но не отваживается заявиться открыто)
· Освоение агрессивных форм поведения (от физической агрессии до манипулирования, принятого в обществе) и умение говорить «Нет!»
· Освоение поступков за границей разрешенного (чем сильнее контроль и давление родителей, тем опаснее, асоциальнее поступки)
· Подход: «Я – особенный, мне законы жизни не писаны» «Пусть этот мир прогнется под нас» (по Макаревичу)
· Отказ от опоры на родителей и (это важно!) опора на свою стаю. Найти свою стаю! И следование нормам стаи!
· Доверие своим, а не родителям
· Упоение от собственной свободы, свободы человека, вырвавшегося из рамок «хорошо-плохо»!
· Снижен инстинкт самосохранения (как вариант Я-особенный)
· Максимализм оценок (свои-чужие, крутой-лузер, белое-черное)
· Стремление победить свой страх лидера, «победить отца». Мое слово – последнее, а не родителей.
Весь этот этап называется подростковое самоутверждение.
Поэтому застрявший в этом этапе также как и послушный до11-тилетний, не проживает свою жизнь. Но если до 11ти лет ребенок освоил до 40 % инструментов к жизни, то подросток осваивает следующие 40 % инструментария. И всегда задвинет беззубого правильного, доброго и послушного.
Итог: я перечислил нормальные признаки нормального подросткового периода взросления.
По варианту: прожил и пошел дальше.
И норма возраста такого проживания 11-14 лет. В 14 лет в школу ходят не учиться, а тусоваться, конкурировать и влюбляться. Поэтому задача родителей: помочь прожить этот период, помочь не застрять в нем.
Но реальность такова, что 40 % населения России этот (подростковый) психологический возраст сами… не проживали. А научить можно тому, что умеешь сам…
Родители часто не задумываются, не формулируют для себя, какого сына (дочь) они хотят получить на выходе из семьи.
А выход, отделение, психологическим языком – сепарация – это уже к 18ти годам!
Родители на приеме соглашаются, что хотят в итоге получить Личность.
Но Личность:
· знает чего хочет и не хочет
· умеет говорить «Нет!»
· знает и умеет отстаивать свои границы
· имеет свое мнение
· не боится не понравиться другим
· не зависит от мнения, оценки окружающих, в.т.ч. родителей
· реалистичен, устойчив к манипулированию извне
· идет своим путем
· открывает, что люди не делятся на хороших и плохих
· вырывается из оценочного подхода к себе и другим
· стабилизирует свою самооценку
· осваивает себя настоящего
Скажу такую сложную для принятия фразу: Хороший человек, добрый человек, альтруист… Личностью еще не стал!
В формировании личности как раз и велика роль подросткового периода взросления.
Смысл, суть, задача подросткового этапа:
· вырваться из периода послушания
· отстоять еще хорошо слышимые человеком свои индивидуальные потребности
· избавиться от страха ослушаться
· вырваться из системы родительского стимулирования: Кнута и Пряника
· проживать не Правильную, а свою жизнь
· жить не чужой, а своей головой, проверенными самим ценностями
· наделать своих ошибок, получить свой опыт
· вырваться из лап семейного мифа: «Мы лучшие, делай как мы».
Если это не происходит вовремя, т.е. в 11-14 лет, то в лучшем случае мы получим отсроченный взрыв, отсроченный подростковый этап: где-нибудь на 3ем курсе брошенный платный ВУЗ.
В худшем варианте: депрессию к 30ти годам с самооценкой «ниже плинтуса» и суицидальными мыслями. Либо вегето-сосудистую дистонию с паническими атаками и непониманием ее внутренних причин.
Либо депрессивный вариант накопления «болезней на нервной почве» в дальнейшем.
Период послушания – это как ехать на велосипеде с рулем, повернутым влево. Подростковость же – руль категорически поворачивается в противоположную сторону. И то и другое неадекватно.
Но далее наступит период психологического одиночества – период, когда человек учится БАЛАНСИРОВАТЬ: влево-вправо, влево-вправо. Повилял, выровнялся и доехал куда надо. Прожил свою жизнь!
И некоторые рекомендации родителям:
· Принимать, а не воспитывать, контролировать.
· Четко помнить, что хотим получить на выходе Личность, умеющую сказать «Нет!»
· Содействовать отделению (сепарации) к 18ти годам из родительской семьи.
· Различать ругательный эгоцентризм (я – центр и все для меня и вокруг меня) и эгоизм – как умение заботиться о себе в 1ую очередь (каждый для себя центр, и мне ничего не должен).
· Быть самим Личностью!
· Не подменять ребенка собой, дать набить шишку самому, благодарить себя за опыт, а не маму-папу, за поддержку.
· Быть у себя главным (т.е. эгоистами), далее – партнер, далее – ребенок (Закон приоритета).
· Помогать осваивать себя настоящего, а не хорошего-доброго-правильного-послушного.
· Не бояться агрессивного поведения подростка.
· Женщине – уже в 1,5 года ребенка вернуться к себе и мужчине, этим включая отца в эмоциональные, а не конкурентные или формальные отношения с ребенком.
· Не бояться оставить последнее слово за подростком.
· Понимать, что давление ведет к еще большему сопротивлению.
· Не манипулировать деньгами и лозунгами-сравнениями.
· Обнимать, не смотря на реакцию недовольства.
· Изучить его язык, уметь прикалываться, победить свою тревогу.
· Не бояться быть равными, а не сверху, настоящими, а не идеальными.
· Взрослеть вприпрыжку за подростком!
Чубаркин Артур Владимирович, кандидат медицинских наук, Президент ГОО «Ассоциация психотерапевтов и психологов г. Тольятти», заведующий центром психотерапии «Мой Мир» ГБУЗ СО «ТГП № 2», врач-психотерапевт, сексолог.
Отзывы телесноориентированный курс психотерапии (I ступень по методу Райха-Лоуэна-Баскакова):
Артур Владимирович! Спасибо Вам за вклад в меня)). Рада снова поработать на тренинге. Соскучилась! Для меня открытием было то, что на мужчин посмотрела другими глазами... Сама выбирала их в упражнении и потом была же счастлива от этого, от эмоций, от результата, от открытий. Раньше, я смущалась, боялась, была в чувстве вины (так как муж есть и т.д). Сейчас совсем по-другому прочувствовала это. Вот это самое большое открытие. Раньше из меня выходило столько обид, раздражение, боли, столько накопившегося всего... Сейчас почувствовала, что не выходит столько всего, как раньше! Надеюсь, что научилась сбрасывать и не накапливать много)) но чуть- чуть есть)). Это, конечно, порадовало! Еще порадовало, что увидела лица людей и увидела разницу)), открытость, настоящность, у кого наоборот закрытость, упертость, сидение в своей правоте)).
С мужем нравятся отношения. настоящие... даже чувствую, что кольца обручальные правильно скрепились (часть совместная. а остальные части свободные друг от друга), а раньше, я проживала жизнь в жертве... сейчас все знают, что у меня есть свои дела... свободнее как- то дышать стало... счастливее))
Татьяна Л.
Очень сильный тренинг. Это как генеральная уборка всей квартиры: все выкидывается ненужное, рвётся на куски, давно мешающие тебе глыбы непонятных вещей, и ты понимаешь, как много этого хлама, как он мешал и как хорошо без него. Артур Владимирович заботливо и постепенно погружает в это состояние, в эту атмосферу. С каждым шагом все больше открывается другое восприятие - красивый тонкий мир прикосновений, запахов. Ты чувствуешь все тело, как после хорошего долгого массажа, голова настолько светлая и чистая, что даже музыка слышится иначе. Спасибо Артуру Владимировичу за свободу и обновление. От меня и моей второй половинки. Хотя теперь меня сложно назвать половинкой). Я, -однозначно, целое!
Ольга С.
В первую очередь хочу сказать спасибо за этот путь не в два дня, а, пожалуй, в пару лет! На физическом уровне почувствовал внутреннюю вибрацию, будто натянутая струна, которая в спокойном состоянии дает приятный резонанс. Стал замечать, как некоторые события и люди влияют на этот внутренний резонанс и что именно он для меня важен. Могу сказать, что ощутил себя в "своей тарелке" будто в балансе с самим собой. Теперь действительно ощутил цену этой фразы. Очень остро стал ощущать раздражающие факторы еще на моменте их возникновения, будто предугадывая их, и в зачатке менять положение так, чтоб эта внутренняя стабильность приятной вибрации не нарушалась.
Не могу сказать, что до конца разобрался в себе, скорее открыл дверь туда куда не заглядывал, будто ходил вокруг своего дома и только сейчас вступил на порог. А прикосновение! Какой же кайф приносят теперь прикосновения!
Открытия продолжаются и вопросы копятся.
Константин Б.
Главным достижением прошедшего тренинга считаю то, что на нем я встретилась с разными своими чувствами, ощущениями, эмоциями (от восторга и чувства полета, удовольствия до разочарования и злости на себя и на других), в том числе с агрессией, которую мне удалось выразить через разные упражнения. И это меня порадовало.
Еще удалось в некоторых упражнениях прочувствовать потоки энергии, свободно проходящие через мое тело; удалось звучать на разные лады, с разной степенью силы и громкости, с удивлением обнаружила в себе звериный рык, животное начало. Это было приятно, потому что это - чувство свободы. Тренинг помог заземлить напряжение, а также вспомнить способы самостоятельного снятия напряжения.
Своим домашним рассказала и показала некоторые упражнения. Вообще, очень сильно хотелось после тренинга в семью. Дома стали активно практиковать разные совместные игры на снятие напряжения и взаимодействие друг с другом и особенно после тренинга я убедилась в необходимости для сохранения душевного комфорта продолжать играть, очень помогает (особенно, всем известные жмурки, хлопки по ладошкам, в зверей – у меня целый список игр; в таких играх можно совершенно официально покричать, потискать друг друга). Начали играть в настольный хоккей; если играть эмоционально, то столько агрессии выходит! Проверено на себе.
В этот раз меня несколько напрягало большое количество людей; то, что я не могу запомнить многих по именам и лицам, мимо некоторых тел просто проходила мимо, некоторые не замечали меня. Зато, как в настоящей жизни. Еще меня огорчило, что не удалось (как в прошлые разы) глубоко прочувствовать тонкие ощущения, например, в танце с другими руками. Раньше я лучше чувствовала нюансы и помню, какие это вызывало во мне сильные токи. Зато, в большой группе особо чувствуется мощь энергетики и общность людей в упражнении ХА.
Спасибо тем мужчинам и не только мужчинам, которых я заметила, но которые не заметили меня, которые отказывались от телесного общения со мной и позволили мне встретиться с чувствами, возникающими в момент отказа (сначала у меня это была обида и разочарование, чувство отвергнутости, а потом я поняла, что выбираю «не своих людей», «они не моей стаи»; и впоследствии отказ стал мною восприниматься более равнодушно, я перестала приписывать его на свой счет).
Спасибо вам, Артур Владимирович, за то, что продолжаете делать свое дело, предоставляя возможность прожить такие два дня, которые я прожила на этом тренинге; спасибо, что перестали показывать на мне упражнения, излечивая меня от «звездной болезни», помогая прочувствовать свое несовершенство и с благодарностью принять его. Спасибо, что дочитали до конца мое послание.
Лена С.
Отзывы телесноориентированный курс психотерапии (II ступень по методу Райха-Лоуэна-Баскакова):
Артур Владимирович, спасибо за Ваш труд и участие в каждом кто этого жаждет).
Хочу поделиться своими ощущениями. Ехал я на второй тренинг с ощущением свеже освежеванного или сильно обгоревшего человека. Все события и ощущения, которые раньше вроде не затрагивали меня стали более насыщенны, будто прикосновение к нервным окончаниям без защиты кожи и жирка. Естественно более раздражающими и вызывающими агрессию стали и неприятные моменты. Я даже подумал, что слишком увлёкся, отпуская контроль и предоставляя эмоциям больше власти. Но. После второго тренинга я нашёл как эти эмоции голова и тело переговариваются, а главное, что они могут договориться!
Упражнение с родовыми путями, оказалось для меня усиливающим мои эмоции в отношении моей дочки и жены. Пробираясь к свету, я думал о матери о том, как не просто найти точки соприкосновения с учетом того что нет и никогда не было эмоциональной пуповины с ней, о том, что я реально чувствую к ней и т.п. Но, когда, преодолевая боль в мышцах и отчаянье не доползти до выхода, я все же "родился" мысли о матери покинули меня, и сразу встал образ моей дочурки, что она этот путь не прошла, было кесарево... ощутил на себе эмоции жены и ее слезы о том что не родила её без операции. Всё понятно, что может случиться всякое, но в этот момент я впервые за много лет заплакал. Потом образы нашей малышки вернули мне улыбку и приятную теплоту где-то в груди. Пожалуй, это самые мощные эмоции, которые я испытал. Всё было очень круто! Всё внутри есть и будет круто! Большое спасибо группа! Я очень рад что это было с вами!)
Константин Б.
Когда мне предложили написать мое мнение о телесно- ориентированной терапии, на ум сразу пришел слоган, часто встречающийся в рекламе:
" Нас рекомендуют друзьям". По-моему, этот вид терапии показан и тем, у кого "букет болезней" и тем, кто считает себя совершенно здоровым, 18-летним и тем, кому за 60, семейным и одиноким, с работой, образованием или полностью свободным. Всем тем, кто причисляет себя к "человекам" и живет на планете Земля. Здесь заново знакомишься с собой, встречаешься со своими страхами и учишься не бояться жить. Чувствовать и не прятать свои чувства от близких, любить себя и не пытаться менять кого-то под себя. Я не пытаюсь сказать, что это панацея от всего. И кроме того, это тяжело и потребует от тех, кто решится пойти этим путем сил и душевных, и физических. Но этот опыт точно не бесполезен. И с телесно- ориентированной психотерапией, как с незнакомым блюдом экзотической кухни, лучше один раз попробовать самому, чем 10 раз услышать мнение тех, кто попробовал.
С огромным уважением к тем, кто участвует в жизни других, делая ее лучше.
Врач-терапевт Наталья Г.
Это был мой первый опыт телесного тренинга. Никогда раньше не слышала и шла абсолютно ничего не зная, что там будет происходить. Первый день тренинга прошел легко, какие - то упражнения выполнялись очень легко, некоторые приходилось прилагать чуть больше усилий, но в целом день пролетел незаметно. На второй день тренинга ехала с интересом, а что же будет дальше? И вот тут-то все для меня и началось, второй день оказался не таким легким. И если пройти по забору было сложно, но выполнимо, то прохождение родовых путей для меня оказалось кошмаром. Прошло уже 4 дня, а я, до сих пор вспоминая это упражнение - ощущаю весь ужас рождения и страха. Это упражнение оказалось для меня настолько сильным по эмоциям, что все упражнения, которые были во второй день мне вспоминаются с трудом. И только разговаривая с участниками тренинга, делясь впечатлениями, в памяти начинают всплывать и другие упражнения. На тренинге получилось сбросить хороший сугроб отрицательных эмоций, уже и не помню себя такой спокойной, как сейчас после тренинга. В последнее время раздражало все, постоянно пила огромное количество успокаивающих препаратов. Несмотря на это, все равно была взвинчена до предела. С удивлением после тренинга обнаружила, что необходимость в таблетках пропала. И те события, которые вызывали раньше отрицательные эмоции, теперь абсолютно меня не трогают. Очень ценным оказалось упражнение по сбросу негативных эмоций, которое необходимо делать раз в неделю. Обязательно буду делать. Еще этот тренинг научил меня относиться к телесным объятиям по-другому. Раньше мне казалось, что это какие - то телячьи нежности, которые абсолютно не нужны (особенно с подружками и коллегами по работе). Сейчас я ощутила, как по-другому начинаешь относиться к человеку после объятий. Несмотря на то, что было много слез, потеряла голос после упражнения кошки, все руки и ноги в синяках после упражнений забор и родовые пути, все равно очень много положительных эмоций. С нетерпением и любопытством жду следующего телесного тренинга, хотя понимаю, что там тоже будут трудности. Как жаль, что о Вас я узнала совсем недавно! Какое счастье, что я познакомилась с Вами и Вашим тренингом!
Евгения Д.
Вот ещё один телесный тренинг. Я не новичок. Работала со своей ситуацией. Прожить эмоции сразу не было возможности. Ситуация требовала скорого решения, действовать твёрдо и трезво. В груди болело будто чувства застряли. Без открытий не обошлось и в этот раз. С интересом и любопытством наблюдала за собой и за людьми. Через свои чувства люди понятней. Своё откликается в других и тогда знакомишься с собой. Становится проще, легче, интересней общаться. Больше принятия. После тренинга особая лёгкость в теле, зажимы и скованность уходят. Всегда удивляюсь какой ресурс большой у тела. Волнение, интерес, тревога с этим иду на тренинг, что откроется, какие чувства и эмоции залежалые всплывут. С удовольствием участвую в других и благодарна за участие во мне. Благодарна за возможность такой глубокой работы с телом Артуру Владимировичу.
Елена Ч.
Тренинг вызвал море эмоций, я до сих пор их периодически переживаю, иногда в голове всплывают отрывки разговоров. Что такое телесная психотерапия? Во-первых, это очень классный способ изучения, понимания, раскрытия проблемных зон своего тела, в которых образовались панцири. Во-вторых, это вытаскивание эмоции через раскрытие этих телесных (мышечных) панцирей. В-третьих, это способ улучшить свою жизнь, поменять к ней отношение, начать мыслить ясно и позитивно, а не основываясь на накопленных эмоциях.
Что это дало мне. О телесных тренингах я много слышала, и от родителей, и от сестренки, и на практике в университете, но столкнулась впервые. Я начала лучше понимать сына, теперь учусь слышать его телом. Поняла через что он прошёл (он родился естественным способом, а я через кесарево), как стремился в этот мир, и почему он не любит спать (раньше у меня его нежелание спать вызывало раздражение). С мужем начинают налаживаться отношения, учусь чувствовать его телом, не ждать, когда он обнимет, а обнимаю сама. У меня появилось желание меняться, дарить тепло другим, снова радоваться жизни. Ещё недавно я не понимала, куда это всё делось, куда я себя загнала и как вернуться обратно. Сейчас в моей голове зародился план, менять себя, менять жизнь. Мне есть чему радоваться, а я плачусь. Верю у меня получится. И всё благодаря Вам. Огромное спасибо, от всего сердца!
Ирина Г.
В понедельник после тренинга было светлое настроение.
На работе во вторник возникали, как обычно, напряженные ситуации. Меня удивила моя способность вспомнить, что всё это малозначительно, и моментально выйти из напряженного состояния, при этом даже плечи расправлялись и я улыбалась. Это происходило несколько раз за день, как будто я обрела новый навык. Хочется, чтобы этот навык со мной остался и далее.
Открытие после тренинга: в мире есть мужчины, которые мне интересны как мужчины (а не просто люди или коллеги). Во вторник после тренинга 2-3 встретившихся на улице и на работе мужчин я оценила нравится/не нравится. Ощущение интересное, обычно раньше такие мысли не возникали.
Татьяна О.
Тренинг позволил мне открыть то, что в себе и не подозревала. Опыт общения и телесного взаимодействия с незнакомыми людьми позволил мне не только испытать яркие эмоции, но и проанализировать собственную жизнь. Мысли как будто встали на свои места. Не всегда обратная связь была приятной, но это дорогого стоит. Несомненно, приду и на другие тренинги. Благодарю Вас!
Мария Н.
Главное открытие прошедшего тренинга для меня - это узнавание того, что я многое умею. И еще – оказывается, некоторые люди меня посчитали зрелой женщиной (Упражнение «Номинации»). Это было неожиданно и как-то ответственно для меня.
Очень сильным и трудным для меня оказалось упражнение «Роды». Как в жизни у меня – испытываю напряжение перед трудным для меня делом, пугает неизвестность, страх боли, неуверенность в своих силах (получится ли?). И как в жизни – когда начинаешь делать новое или трудное, то все получается, я справляюсь, сил хватает, результат налицо. На деле оказывается, что все гораздо проще и не так страшно. Получается, что я своими непродуктивными фантазиями усложняю себе жизнь. И с этим я продолжаю работать.
Я довольна внешними своими поступками на тренинге (да и в своей жизни сейчас): убедилась, что мне достаточно легко сделать выбор: выбрать человека или отказать кому-то, продолжить отношения или завершить их. У меня получается говорить в группе, не дожидаясь приглашения (мне всегда трудно быть в центре внимания и заявляться).
Я не всегда довольна своей внутренней жизнью, бывает трудно с ненужными мыслями, но тренинг показал, что я могу быть сильнее их. Это понимание очень помогает в жизни.
Настроена ответственно применять полученный опыт (регулярно делать вибрационное упражнение и постараюсь делать губку). У меня есть и свои способы снятия напряжения, поэтому на моей ветке было не очень много снега.
Благодарна каждому участнику тренинга, потому что у каждого я что-то взяла для себя в той или иной мере. Надеюсь, что и я оказалась кому-то полезна.
Елена С.
Главное открытие прошедшего тренинга для меня - это чувство свободы, счастья, которые я испытала от возможности быть в согласии с собой! Когда я не требую чувствовать что-то определенное, не стремлюсь быть похожей на кого-то, а РАЗРЕШАЮ себе быть собой, быть тем чувствам, которые рождаются у меня в данный момент.
Эту внутреннюю гармонию мне удалось особенно ощутить в вибрационном упражнении, когда у меня - то получались вибрации, то - нет, а я себя не оценивала, а ПРИНИМАЛА, НАБЛЮДАЛА за собой с интересом и удивлением! Мне удалось протрясти и продышать свою болезненную поясницу, а к концу упражнения ощутить поразительную легкость и какую-то особенную гибкость в теле. Это было очень приятно!
В упражнении Слепой Скульптор неожиданно для себя прожила страх насилия, свое неумение в прошлом быть избирательной и отказывать мужчине.
Если после первого дня у меня осталось чувство завершенности, то второй день откликается незаконченностью. С высоким напряжением ожидала упражнение Прохождение родовых путей, а прошла его достаточно легко и безболезненно, на спине, а потом узнала, что нужно на животе. Но я очень торопилась родиться и не хотела физической боли. И мне ее удалось избежать при прохождении, но когда другие рождались, то я получила от некоторой очень болезненной пинки.
Очень затронуло меня кормление олененка, сильно, глубоко, неожиданно…
Я благодарна вам, Артур Владимирович.
Лена С.
Артур Владимирович, спасибо за телесный тренинг!!!
В полной мере ощущений прожитого не передать. Никогда раньше я не чувствовала так ценность жизни, даже когда рожала дочку - было больше страхов. Пришла после тренинга, дочка не спала, был сильный кашель. Я так её целовала и гладила, говорила, как люблю с чувством, с каким, наверное, никогда, она заснула, больше ни разу не кашлянула! Теперь, кажется, я понимаю природу этого ЧУДА:) Очень больно было на тренинге увидеть себя глазами других, такое несоответствие с моим мнением о себе! Мальвина, капризуля, никто не хочет меня. Но теперь у меня меньше претензий к мужу, к окружающим, меньше разборок дома. Муж мне оказывается ничего не должен. Хочется, чтоб как-то улеглось в голове все. Все что могу сказать, спасибо, я ОЧЕНЬ благодарно, что Вы для меня это сделали!
Наташа С.
Выступление на передачах:
ВКУСНОЕ СУФЛЕ ИЗ КУРИНОЙ ГРУДКИ И СЕЛЬДЕРЕЯ https://youtu.be/4yrq0xOH2mw
Луковый суп https://www.youtube.com/watch?v=otEURJYSV_k
Координаты для связи: городской центр психотерапии "Мой Мир", 8-927-760-93-87 (с 10.00 до 18.00).
© 2016-2023 | APPTLT.RU - Ассоциация психотерапевтов и психологов г.Тольятти.