Тезисы доклада Чубаркина А.В. на 12 Региональной Научно-практической психологической Конференции

«Подростковый период как главная предпосылка для становления Личности».

Взять для обсуждения эту тему меня побудила частая обращаемость родителей в состоянии даже не тревоги, а ужаса, когда их ребенок входит в подростковый период взросления.

Я хорошо помню свою тревогу, когда сыну (второму ребенку нашей семьи) исполнилось 11, а все его хвалили, 12 (!) – по-прежнему хороший мальчик. И наконец-то в 13 гром грянул. Прихожу домой, а на двери в его комнату: «Не входить! Территория Саши Чубаркина!». В этот вечер мы с женой тихонечко отпраздновали за ужином событие – сын стал Его Величеством Подростком! Период послушания, халявы для родителей закончился.

Начался период проверки семейных отношений и нас как личностей на настоящность.

Перечислю известные характеристики подросткового периода взросления:

· Подростковый негативизм, протестное мышление (даешь – отталкивают, забираешь – хватают)

· Начало подростковости: начинает хитрить, обманывать (уже сопротивляется, но не отваживается заявиться открыто)

· Освоение агрессивных форм поведения (от физической агрессии до манипулирования, принятого в обществе) и умение говорить «Нет!»

· Освоение поступков за границей разрешенного (чем сильнее контроль и давление родителей, тем опаснее, асоциальнее поступки)

· Подход: «Я – особенный, мне законы жизни не писаны» «Пусть этот мир прогнется под нас» (по Макаревичу)

· Отказ от опоры на родителей и (это важно!) опора на свою стаю. Найти свою стаю! И следование нормам стаи!

· Доверие своим, а не родителям

· Упоение от собственной свободы, свободы человека, вырвавшегося из рамок «хорошо-плохо»!

· Снижен инстинкт самосохранения (как вариант Я-особенный)

· Максимализм оценок (свои-чужие, крутой-лузер, белое-черное)

· Стремление победить свой страх лидера, «победить отца». Мое слово – последнее, а не родителей.

Весь этот этап называется подростковое самоутверждение.

Поэтому застрявший в этом этапе также как и послушный до11-тилетний, не проживает свою жизнь. Но если до 11ти лет ребенок освоил до 40 % инструментов к жизни, то подросток осваивает следующие 40 % инструментария. И всегда задвинет беззубого правильного, доброго и послушного.

Итог: я перечислил нормальные признаки нормального подросткового периода взросления.

По варианту: прожил и пошел дальше.

И норма возраста такого проживания 11-14 лет. В 14 лет в школу ходят не учиться, а тусоваться, конкурировать и влюбляться. Поэтому задача родителей: помочь прожить этот период, помочь не застрять в нем.

Но реальность такова, что 40 % населения России этот (подростковый) психологический возраст сами… не проживали. А научить можно тому, что умеешь сам…

Родители часто не задумываются, не формулируют для себя, какого сына (дочь) они хотят получить на выходе из семьи.

А выход, отделение, психологическим языком – сепарация – это уже к 18ти годам!

Родители на приеме соглашаются, что хотят в итоге получить Личность.

Но Личность:

· знает чего хочет и не хочет

· умеет говорить «Нет!»

· знает и умеет отстаивать свои границы

· имеет свое мнение

· не боится не понравиться другим

· не зависит от мнения, оценки окружающих, в.т.ч. родителей

· реалистичен, устойчив к манипулированию извне

· идет своим путем

· открывает, что люди не делятся на хороших и плохих

· вырывается из оценочного подхода к себе и другим

· стабилизирует свою самооценку

· осваивает себя настоящего

Скажу такую сложную для принятия фразу: Хороший человек, добрый человек, альтруист… Личностью еще не стал!

В формировании личности как раз и велика роль подросткового периода взросления.

Смысл, суть, задача подросткового этапа:

· вырваться из периода послушания

· отстоять еще хорошо слышимые человеком свои индивидуальные потребности

· избавиться от страха ослушаться

· вырваться из системы родительского стимулирования: Кнута и Пряника

· проживать не Правильную, а свою жизнь

· жить не чужой, а своей головой, проверенными самим ценностями

· наделать своих ошибок, получить свой опыт

· вырваться из лап семейного мифа: «Мы лучшие, делай как мы».

Если это не происходит вовремя, т.е. в 11-14 лет, то в лучшем случае мы получим отсроченный взрыв, отсроченный подростковый этап: где-нибудь на 3ем курсе брошенный платный ВУЗ.

В худшем варианте: депрессию к 30ти годам с самооценкой «ниже плинтуса» и суицидальными мыслями. Либо вегето-сосудистую дистонию с паническими атаками и непониманием ее внутренних причин.

Либо депрессивный вариант накопления «болезней на нервной почве» в дальнейшем.

Период послушания – это как ехать на велосипеде с рулем, повернутым влево. Подростковость же – руль категорически поворачивается в противоположную сторону. И то и другое неадекватно.

Но далее наступит период психологического одиночества – период, когда человек учится БАЛАНСИРОВАТЬ: влево-вправо, влево-вправо. Повилял, выровнялся и доехал куда надо. Прожил свою жизнь!

И некоторые рекомендации родителям:

· Принимать, а не воспитывать, контролировать.

· Четко помнить, что хотим получить на выходе Личность, умеющую сказать «Нет!»

· Содействовать отделению (сепарации) к 18ти годам из родительской семьи.

· Различать ругательный эгоцентризм (я – центр и все для меня и вокруг меня) и эгоизм – как умение заботиться о себе в 1ую очередь (каждый для себя центр, и мне ничего не должен).

· Быть самим Личностью!

· Не подменять ребенка собой, дать набить шишку самому, благодарить себя за опыт, а не маму-папу, за поддержку.

· Быть у себя главным (т.е. эгоистами), далее – партнер, далее – ребенок (Закон приоритета).

· Помогать осваивать себя настоящего, а не хорошего-доброго-правильного-послушного.

· Не бояться агрессивного поведения подростка.

· Женщине – уже в 1,5 года ребенка вернуться к себе и мужчине, этим включая отца в эмоциональные, а не конкурентные или формальные отношения с ребенком.

· Не бояться оставить последнее слово за подростком.

· Понимать, что давление ведет к еще большему сопротивлению.

· Не манипулировать деньгами и лозунгами-сравнениями.

· Обнимать, не смотря на реакцию недовольства.

· Изучить его язык, уметь прикалываться, победить свою тревогу.

· Не бояться быть равными, а не сверху, настоящими, а не идеальными.

· Взрослеть вприпрыжку за подростком!

 

Чубаркин Артур Владимирович, кандидат медицинских наук, Президент ГОО «Ассоциация психотерапевтов и психологов г. Тольятти», заведующий центром психотерапии «Мой Мир» ГБУЗ СО «ТГП № 2», врач-психотерапевт, сексолог.