Гуманистическая психология

гуманистическая психология

— направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Основные положения «Г. п.»: человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, к-рые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации (см. детерминизм) благодаря смыслам и ценностям, к-рыми он руководствуется в своем выборе; человек — это активное, интенциональное (см. интенция), творческое существо. «Г. п.» противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, тогда как главное в ней, согласно «Г. п.», устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г. Олпорт), в особенности творческих (А. Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я» (К. Роджерс).

 

Гуманистическая психология признает своим главным предметом личность как уникальную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а "открытую возможность" самоактуализации, присущую только человеку. Основание гуманистической психологии как самостоятельного направления относится к началу шестидесятых годов. В1961 году был основан "Журнал гуманистической психологии" и создана Ассоциация за гуманистическую психологию. Основные принципы гуманистической психологии сводятся к следующему:

1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для нее независимостью. Например, обреченный на смерть человек свободен по - разному чувствовать и вести себя при ее приближении.

2. Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективный психический опыт, доступный ему через его сознание "здесь - и - теперь".

3. Поскольку человеческая природа определяется не тем, что делает человек, а тем, как он осознает свое бытие, его природа ни когда не может быть определена полностью, она всегда стремится к беспрерывному развитию, к реализации возможностей человека.

4. Человек един и целостен. Эта цельность и создает уникальный характер переживаний каждого человека. В человеке невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.

5. Сознание человека не может быть сведено ни к его основным потребностям или защитам, как во фрейдизме, ни к эпифеноменам бихевиоризма.

Центром направления стали США, ведущими учеными К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, Г.А. Мюррей, Г. Мерфи, Р. Мэй. Непосредственными предпосылками явились исследования по психологии личности конца 30-х годов (Г. Олпорт, Г. Мюррей), а также исследования второй половины сороковых годов Г. Мэрфи. В качестве предмета исследования основатели гуманистической психологии выделили понимание здоровой творческой личности (такая задача прежде не ставилась ни в одной из школ). Цель такой личности - самоосуществление, самоисполнение (Ш. Бюлер), самоактуализация (К. Гольдштейн, А.Маслоу). Основные понятия категориального аппарата: любовь, творчество, самость, рост, удовлетвлорение базисных потребностей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, становление, спонтанность, игра, юмор, аффективность, смысл, честность, психологическое здоровье.

В своей критике гуманистическая школа обнажает действительную слабость главных психологических теорий, прежде всего бихевиоризма (который трактует человека либо как "большую белую крысу", либо как "маленький компьютер") и фрейдизма (поставившего сознательное человеческое Я в рабскую зависимость от безличного, безымянного Оно). В конструктивном отношении моделям "расщепленного", "фрагментарного" человека гуманистическая психология противопоставляет идею нерасчлененнности личности, ее Я, ее самости. Психологи гуманистического направления исследовали проблемы переживания человеком его конкретного опыта, не сводимого к общим схемам. Провозглашалась необходимость восстановления аутентичности (подлинности) личности, соответствия экзистенции (существования) ее истинной природе.