Родители и дети…
Человек – существо социальное… И поэтому формируется только среди других людей. Феномен детей-Маугли показал, что попадая с раннего детства в окружение животных, ребенок не становится человеком – не овладевает поведенческими, мыслительными, эмоционально-волевыми качествами, присущими людям.
Поэтому, та деятельность мозга, которая собственно отличает человека от других живых существ нашей планеты, не активизируется без других людей. Можно сказать, человеком не рождаются, а становятся в результате воспитания и образования.
Поэтому так важна сфера родительско-детских отношений. Ведь это – условие для создания оптимальных условий развития маленького человека. К сожалению, в нашем обществе взращивание детей по большей мере пускается на самотёк. Как в песне поётся – растём, как придорожная трава… Вот и вырастают люди не очень здоровые, не очень понимающие себя и других, не очень радостные, не очень способные на то, что бы Жить, Творить, Развиваться. А ведь именно это делает человека ЧЕЛОВЕКОМ!
Сфера родительско-детских отношений волновала умы людей, понимающих её значимость всегда. Когда-то это было задачей самых привилегированных слоев человеческого общества. Только правители воспитывались и образовывались в соответствии с пониманием самых мудрых людей того или иного времени. Сегодня это понимание становится доступным всем. Этой теме были посвящены работы великих мыслителей и учителей древности - Платона, Сократа, Аристотеля; средневековья – Эр. Ротердамского, М.Монтень, Яна Коменского, их последователей в последние 300 лет – Песталоцци, Белинккого, Добролюбова, Ушинского, Макаренко, Н.Крупской, Сухомлинского; ну и конечно, наших современников (ну или почти современников))) - Выготского, Леонтьева, Эйдемиллера, Варги, Гиппенрайтер - воспитание стало вполне предсказуемым и понятным процессом.
Конечно, в наше время возникло очень много разных школ и подходов к этому процессу. Да и само понимание родительско-детских отношений трактуется по-разному. Это особенно видно если проанализировать подход разных направлений педагогики и психологии. Кто-то представляет это как подструктуру семейных отношений, включающую в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку - родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношение ребенка к родителям. Кто-то эти отношения понимает как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений (Н.И. Буянов, А.Я. Варга, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, А.Г.Лидерс, И.М. Марковская, А.С. Спиваковская, Т.В. Якимова и др.). В зарубежной психологии специфика детско-родительских отношений традиционно исследуется в рамках психоаналитического (З. Фрейд, Э. Эриксон, Д. Винникот, Э. Берн и др.), бихевиористского (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура и др.) и гуманистического (Т. Гордон, К. Роджерс, Дж. Байярд, В. Сатир и др.) направлений.
Одно ясно, что родительско-детские отношения - один из видов человеческих отношений, и они достаточно специфичны. Во-первых, они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя. Они амбивалентны (двойственны) - с одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой - научить его заботиться о себе самому. Эти отношения имеют в своей основе важное противоречие - взрослеющий ребенок стремится к отделению от родителей, которые всячески пытаются его удержать возле себя, при этом желая его развития и взросления. Существенная особенность этих отношений заключается так же в постоянном их изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей.
Родительско-детские и детско-родительские отношения – это то, что лежит в основе всех наших действий, всех успехов и неудач, достижений и ошибок. От того, насколько удачными будут эти отношения с рождения, в прямом смысле зависит Судьба человека.
Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя.
В отечественной психологии уделялось много внимания понятию детско-родительских отношений. «Семья, являясь первичной социальной микросредой»,- пишет в своих исследованиях В.Н.Дружинин, «в которой человек живет, как в коконе, первую четверть (если повезет) жизни», оказывает огромное влияние на развитие человека. Значение семьи в целом велико, и на личность ребенка и, соответственно, на его построение жизненного пути, оказывает большое влияние стиль его взаимоотношений с родителями. А так же и родительское отношение, родительские позиции и (или) установки, типы и модели семейного воспитания.
«Родительское отношение,- пишет Спиваковская А.С- это реальная направленность, позволяющая описывать широкий фон отношений, в основе которых лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми, а также позволяющая представить структуру в целом и изучить, каким образом те или иные, сознательные и бессознательные, мотивы структуры личности родителей выражаются, актуализируются в конкретных формах поведения и взаимопонимания с детьми». Аналогичное определение родительского отношения дают А.Я.Варга и В.В. Столин. По их определению родительское отношение – это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.
Различные родительские позиции оказывают непосредственное влияние на формирование социальной активности и личностные особенности ребенка. А.С. Спиваковская, А.Я.Варга и Столин В.В. изучили варианты родительской позиции и обобщили типы родительского отношения:
1. принятие – отвержение (отражает эмоциональное отношение к ребенку);
2. кооперация (отражает социально желаемый результат);
3. симбиоз (отражает межличностную дистанцию в общении);
4. авторитарная гиперсоциализация (отражает форму и направление контроля за поведением ребенка);
5. маленький неудачник (отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем).
М. Арутюнян исследовала психологические типы семьи. Она выделила 3 варианта семьи:
За типами отношений в данных видах семей стоит разное распределение власти и разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку, в других – от ребенка к родителям.
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Способность легко вписаться в общественную структуру "ориентированную вертикально" – итог социализации ребенка в такой семье. Дети этих семей легко усваивают традиционные нормы, но не инициативны, не гибки в общении, организовывают свои действия, исходя из представлений о должном.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение "счастья ребенка". Семья существует ради ребенка, для ребенка. Ребенок воздействует на родителей (подход "снизу вверх"). Отношения между ребенком и родителями – отношения "симбиотические". При этом у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, и высока вероятность того, что за пределами семьи возникнет конфликт с социальным окружением, то есть велик риск социальной дезадаптации, в особенности после поступления ребенка в школу. Также одним из следствий воспитания в детоцентрической семье является изменение в системе образования: детям таких семей до 17-25 лет необходима помощь родителей. А в дальнейшем практические связи в совместной деятельности (труде) заменяются эмоциональными, а отношения инфантилизируются.
В супружеской (демократической) семье воспитательное воздействие – "горизонтальное", ребенок и родители равны. Всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. В итоге у ребенка формируются гармоничные представления о своих правах и обязанностях, ответственности, свободе, развивается активность, самостоятельность, адаптивность, доброжелательность, эмоциональная устойчивость и уверенность в себе.
Д.Н. Исаев выделяет стили семейного воспитания:
Наилучшие взаимоотношения подростка с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае твердо, последовательно и вместе с тем гибко и рационально; родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком; власть используется лишь в меру необходимости; в ребенке ценится как послушание, так и независимость; родитель устанавливает и твердо проводит в жизнь правила, не считая себя непогрешимым: прислушивается к мнениям ребенка, но не нисходит из его желаний.
Зарубежные исследователи так же уделили много сил и времени исследованиям в этой сфере.
Важно понимать, что воспитание детей – не может быть стихийным процессом. Необходимо посвятить этому вопросу своё внимание, что бы результатом явилось появление творческого, здорового, счастливого человека, способного передать эстафету развития общества следующим поколениям.
Ну это для общества в целом. Что же конкретно для того, кто выбирает путь осознанного родительства? Наверно, для большинства из нас нет большего по своему значению акта творчества, чем воспитание Человека. К тому же, воспитывая детей, мы имеем шанс воспитать в себе те качества, которых не развили с детства – научиться радоваться, строить теплые доверительные отношения, понять и принять дисциплину, выработать самодисциплину. Научиться рисовать/петь/музицировать, прочитать те книги, которые не прочитал в школе, Осознать, что Жизнь – это радостный и творческий процесс и позволяет человеку быть таким, каким он может стать, приложив усилия!
А сделать эти усилия в нужном направлении поможем вам мы – психологи – специалисты в этой сфере. Приходите! Будем действовать вместе)))