ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«АССОЦИАЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТОВ И ПСИХОЛОГОВ ГОРОДА ТОЛЬЯТТИ»
АДМИНИСТРАЦИЯ г.о. ТОЛЬЯТТИ, МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЁЖИ
1 апреля 2022 г.
ХIV-ая РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ТЕМА: «Подростковый этап становления личности в норме и патологии».
Приглашаем принять участие всех работников сферы охраны психического здоровья: психотерапевтов, психологов, психиатров, педагогов-психологов, преподавателей и студентов профильных направлений, руководителей учреждений образования.
Цель конференции:
- консолидация возможностей, знаний и умений специалистов сферы психического здоровья, работающих в общественных, частных, бюджетных учреждениях и органов власти для решения социально-психологических проблем подростка и его семьи.
Предлагаем обсудить следующий круг вопросов:
Этап подросткового самоутверждения как необходимый этап формирования личности.
Школьное образование и процесс становления личности. Взаимодействие психологии и педагогики.
Агрессивность подростка, подростковый экстремизм, травля в школе (булинг).
Отклоняющееся (девиантное) поведение подростка.
Суицидальная предрасположенность, снижение инстинкта самосохранения в подростковом возрасте.
Особенности коммуникации в подростковом возрасте, перевернутая «пирамида» ценностей.
7-10 класс – проблема неуспеваемости.
Зависимое поведение (гаджеты, адреналинщики и т.д.).
Ранняя алкоголизация среди подростков.
Внутренние конфликты подростка.
Роль психологов и психотерапевтов в профилактике и помощи при девиантном, (отклоняющемся) асоциальном поведении.
Проблемы компетентности и стратегия «жертвы» у психолога, психотерапевта.
Синдром «хронической усталости». Проблема профессионального выгорания педагога.
Взаимодействие общественных психологических организаций, государственных и муниципальных структур в решении проблем подростка.
Преемственность в работе психологов, психотерапевтов, психиатров в ситуации оказания помощи подростку и его семье.
Полоролевое воспитание подростков.
Связь родительской компетентности и психологической безопасности детей и подростков.
Информационная опасность/безопасность для психики человека.
Избегание выбора, поступка, ответственности, встречи с реальностью, патернализм как типичные черты современного россиянина.
Детские психологические травмы, их последствия в будущем.
Ресурсы семьи для решения проблем подростка и другое.
На конференции вы сможете:
поучаствовать в мастер-классах других специалистов, получив опыт практической работы;
ознакомиться с докладами участников конференции, поучаствовать в работе секций;
стать участниками круглого стола;
а также сможете принять активное участие со своей темой доклада или мастер-класса, подав заявку в оргкомитет конференции.
Место проведения:
Дом детского и юношеского творчества (ДДЮТ)
г. Тольятти, ул. Степана Разина 99
Проезд общественным транспортом до остановки «Дворец детского творчества»: троллейбусы № 9,10,11; автобусы № 14,15,16,30,62,73; маршрутки № 91, 96, 102, 137, 310азина, 99999
График работы конференции:
Регистрация с 9.00
10.00 – открытие, пленарное заседание
11.30 – работа тематических секций (доклады, дискуссии).
13.00 – обеденный перерыв.
14.00 – 18.30 – 3 потока мастер-классов по 1,5 часа, 6 мастер-классов в потоке на выбор участника.
18.30 – 19.00 – круглый стол, резолюция.
Регламент работы:
Длительность доклада - 8-10 минут, мастер-класса – 1-1,5 часа.
Оргкомитет не примет выступление непрофильного, рекламного характера.
Приветствуется демонстрация методик работы с подростками по заявленной проблематике.
Участие в конференции бесплатное.
По итогам психологам выдается сертификат участия (по желанию). Стоимость сертификата – 200 рублей.
Выступающим с докладом или мастер-классом необходимо направить в Оргкомитет конференции до 28 марта 2022 года свою заявку на эл. адрес: my_mir@mail.ru
Форма заявки:
Ф.И.О.
Место работы (полное название организации)
Должность
Ученая степень, звание
Рабочий телефон
Сотовый телефон
Форма участия (доклад, мастер-класс).
Тема, название доклада (мастер-класса).
Тезисы выступления (10-15 предложений).
Необходима ли аппаратура для видеопрезентации?
Программа конференции будет выложена с 30 марта 2022 года на сайте Ассоциации: http://apptlt.ru/.
Справки:
телефоны: 8 (8482) 28-11-46, сот. 8-927-760-93-87 (Ассоциация психотерапевтов и психологов г. Тольятти) с 10.30 до 18.30 (секретарь – Инна Чугунова) или по эл. адресу: my_mir@mail.ru
Убедительная просьба! Свою заявку присылать заблаговременно в указанные сроки.
С уважением,
Президент ГОО «Ассоциация психотерапевтов и психологов г. Тольятти», заведующий Центром психотерапии и психологии «Мой Мир», кандидат медицинских наук
Чубаркин Артур Владимирович.
Руководитель Межведомственной комиссии по профилактике деструктивного поведения подростков и молодёжи, кандидат педагогических наук
Муканина Галина Валентиновна
ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТОВ И ПСИХОЛОГОВ ГОРОДА ТОЛЬЯТТИ»
АДМИНИСТРАЦИЯ г.о. ТОЛЬЯТТИ, МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ РАБОЧАЯ ГРУППА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЁЖИ
1 апреля 2022 г.
ХV-ая РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ТЕМА: «Подростковый этап становления личности в норме и патологии»
Программа конференции.
9.00 – начало регистрации участников конференции.
10.00-12.00 Большой концертный зал.
Музыкальная заставка.
Приветственное слово заместителя главы городского округа Тольятти по социальным вопросам Банновой Ю.Е.
Пленарные доклады:
1. Доклад. Лебедева Лариса Михайловна, руководитель департамента образования г.о. Тольятти.
Тема: «Новые формы работы по профилактике деструктивного поведения несовершеннолетних в образовательной среде».
2.Доклад. Чубаркин Артур Владимирович, врач-психотерапевт, психиатр, психолог, кандидат медицинских наук, Президент Ассоциации психотерапевтов и психологов г Тольятти, зав. Центром психотерапии и психологии «Мой Мир».
Тема: «Подростковый этап взросления как необходимый этап становления Личности».
3. Доклад. Муканина Галина Валентиновна, кандидат педагогических наук, директор МБУ «Лицей № 37», руководитель Межведомственной рабочей группы по профилактике деструктивного поведения подростков и молодёжи при администрации г.о. Тольятти.
Тема: «Психология деструктивного поведения подростка».
4.Доклад. Емцова Юлия Владимировна, врач-психиатр. Заведующая детским отделением в ТПНД.
В последние годы отметился рост психопатологических расстройств у подростков. Детским психиатрам потребовалось время, чтобы разобраться и проанализировать симптомы нарушения психики современных подростков. Они имеют свои особенности, но в целом соответствуют имеющейся классификации, описанной ранее в западной и советской, российской психиатрии.
Тема: «Особенности психопатологии современных подростков».
5.Доклад. Любов Евгений Борисович, заведующий отделом суицидологи Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ, профессор, доктор медицинских наук.
Тема: «Самоповреждение подростков: наука и жизнь».
12.00-12.20 кофе-пауза. Буфет I этаж.
12.20-14.00 Мастер – класс. Кабинет233
Муканина Галина Валентиновна, кандидат педагогических наук, директор МБУ «Лицей № 37», руководитель Межведомственной рабочей группы по профилактике деструктивного поведения подростков и молодёжи при администрации г.о. Тольятти.
Тема: «Психология масс».
Толпа как субъект массовых беспорядков; Толпа как механическое объединение людей; Противопоставления между ОНИ и МЫ; Сетевые толпы фиктивных людей; Твиттерные революции; Психологические особенности поведения в толпе.
12.20-14.00. Секционные заседания.
Секция №1. Кабинет 220
Модератор секции: Шехтман Ирина Вячеславовна
1.Доклад. Шехтман Ирина Вячеславовна, педагог-психолог, методист. МАОУ ДПО ЦИТ.
Тема: «Психологическая безопасность личности в сети интернет».
Информация – сильнейшее средство воздействия на личность, общество и мир в целом. Именно поэтому человечеству в современных условиях требуется механизм фильтрации информации, а впоследствии также инструмент защиты от нежелательной и (или) негативной информации. Существует проблема информационной безопасности, и прежде всего именно личности как носителя индивидуальных способностей, характера, интересов. Информационная безопасность личности – это:
а) состояние защищённости, при котором отсутствует угроза причинения вреда информации, которой владеет личность;
б) состояние и условие жизнедеятельности личности, при которых отсутствует угроза нанесения вреда личности информацией.
Доктрина информационной безопасности РФ трактует понятие «информационная безопасность» как «состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства». Интересы личности в информационной сфере защищаются только в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность». Однако не затрагивается проблема, связанная с разнообразным информационным воздействием на психику человека, не рассматриваются негативные последствия, которые могут за этим воздействием последовать. В специальной литературе описаны случаи тяжелых форм зависимости, связанные с взаимодействием человека глобальными информационными сетями, разнообразные формы игромании, правонарушения, связанные с воздействием информации на личность подростка.
2.Доклад. Волкова Тамара Андреевна, педагог-психолог. Государственное бюджетное учреждение – Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Психолого-педагогический центр» Тольятти.
Тема: «Педагогика и психология: точки соприкосновения и различия».
Рассмотрение целей, задач педагогики и психологии по отношению к ребёнку. Выявление их точек соприкосновения и различий. Предлагается материал для исследования из практической деятельности, позволяющий установить противоречия использования научных постулатов в школьной жизни, в педагогической деятельности. Обсуждение и анализирование наличия у психолога в сфере образования видения особенностей развития (нарушения) у детей, в частности у подростков. Для этого предлагается ориентироваться на возрастную периодизацию развития личности по Э. Эриксону, периодизацию психического развития Д. Эльконина и понятия невротической и психотической структуры личности, разработанной основателем структурного психоанализа Ж. Лаканом, последователем и продолжателем идей З. Фрейда.
Поиск путей совершенствования работы специалистов, целью которых является благополучие психического и личностного развития школьников.
3.Доклад. Шулятьева Елена Васильевна, Яшнова Наталья Александровна, социальные педагоги. ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр».
Тема: «Формы и методы работы с учащимися в МБУ «Школа № 32» и в МБУ «Школа № 89» по решению конфликтных ситуаций».
Живя в современном обществе, мы довольно часто стали сталкиваться с конфликтами в школе среди несовершеннолетних разного возраста. В школе, порой не раз, мы являлись свидетелями, как подростки нетерпимо общались друг с другом, проявляя упрямство, агрессию, грубость, ненависть, страх и панику.
В МБУ « Школа № 32» и МБУ «Школа № 89» учащиеся много раз сталкивались с детскими конфликтами, которые не всегда заканчивались мирно. Бывали и драки среди учащихся.
Для решения конфликтных ситуаций мы применяем различные формы и методы работы с учащимися:
Профилактические групповые лекции, беседы.
Индивидуальные беседы.
Работа психолога (беседы, диагностика, консультирование, сопровождение).
Совет профилактики.
Наркопост.
Помощь в трудоустройстве несовершеннолетних подростков.
Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность, в классные и школьные мероприятия.
Взаимодействие с социальными структурами.
Существует еще одна форма работы по решению конфликтных ситуаций-это «Школьная служба примирения», о которой мы хотим поделиться своим опытом работы.
4.Доклад. Еналиева Гульнара Рамазановна, медицинский психолог, член Ассоциации психотерапевтов и психологов г. Тольятти. Тольяттинский наркологический диспансер.
Тема:«Причины и профилактика употребления ПАВ подростками».
Зависимость от ПАВ легче предупредить, чем лечить. Профилактика должна осуществляется на личностном, семейном и социальном (школа, общество) уровнях.
5. Доклад. Баталова Светлана Викторовна, педагог – психолог, Петрухнова Алла Алексеевна, педагог-психолог. ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр».
Тема:"Связь родительской просвещенности и психологической защищенности детей и подростков в информационном пространстве".
Тема информационной безопасности детей и подростков в современном обществе является одной из самых острых и актуальных для родителей. Доступность СМИ, многообразие способов общения в режиме он-лайн в разы увеличивают угрозу информационной безопасности несовершеннолетних. Многие родители и дети заблуждаются, что Интернет – это безопасное место, в котором можно чувствовать себя защищенными. Существует ряд аспектов при использовании сети Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу. Мощное воздействие на подростков, их нравственные установки оказывает широко распространяемая кино- и видеопродукция, напичканная сценами убийств, грабежей, разбоев, хулиганства, изнасилований, самоубийств и других преступных и асоциальных проявлений.
В связи с этим взрослым важно направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение родителей подрастающего поколения о необходимости знания ребенком элементарных правил отбора информации, а также умения ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей. Часто дети принимают всё, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиа грамотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников.
Секция №2. Кабинет 225
Модератор секции: Николаева Эльвира Федоровна
1. Доклад. Николаева Эльвира Федоровна, кандидат психологических наук, доцент. Профессор Тольяттинского государственного университета.
Тема: «Подросток. Трудный путь взросления».
Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва», «возрастом тревог», критическим, пубертата – короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах– физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной). Все телесное постепенно приобретает черты мужского или женского организма. Изменения касаются созревания всех структур мозга, и как следствие развитие и формирование личности претерпевают большие изменения. Сложности этого возраста связаны с тем, что все перечисленные изменения всех сфер происходят одновременно, что естественно усложняют процесс перехода к взрослости, и вызывают тяжелые субъективные переживания. Все перечисленные трудности приводят подростка к сложнейшему по своему содержанию возрастному и психологическому кризису Психологический кризис определяется как поворотный момент в течение какого-либо процесса, связанный с качественными изменениями в этом процессе, а также представляющий сложность для своего субъекта. А возрастной кризис понимается как переходный этап возрастного развития, занимающий место между стабильными периодами. Характеристики подросткового кризиса, придающие ему особый статус в ряду других критических периодов возрастного развития, связаны со спецификой новообразования, возникновением которого и обусловлен этот кризис: самопознание как интеграция внутренней реальности, открывающейся подростку, становится центром всех изменений личности, составляющей суть критического периода и критических изменений.
2. Доклад. Маврина Анна Викторовна, психолог, гештальт-терапевт, кандидат в члены Ассоциации психотерапевтов и психологов г. Тольятти.
Тема: «Влияние значимых взрослых на судьбу подростков».
3.Доклад. Петрова Людмила Павловна, психолог, член Ассоциации психотерапевтов и психологов г. Тольятти.
Тема: «Подросток и мир».
Задача подросткового возраста – социализация, вхождение во взрослое общество. Общество регулирует процесс взросления, определяет нормативы и ценности. Личность растёт в семье, семья включена в общество. Проблемный подросток – идентифицированный пациент семьи и общества. Картина семьи, в которой проблемный подросток. Протестное поведение подростка – норма и отклонение. Почему системная семейная терапия – эффективный способ решения проблем, связанных с психологическим и социальным взрослением.
4.Доклад. Ваганова Елена Викторовна, психолог, челн Ассоциации психотерапевтов и психологов г. Тольятти. ГБУ СО «Солнечнополянский пансионат (Психоневрологический интернат)».
Тема: «Кто из родителей играет важную роль в воспитании и становлении личности подростка».
Подросток – кто он. Психика и нервная система подростка. Девочка -подросток, какая она? Мальчик – подросток. Что есть воспитание в картине мира подростка. Какие ошибки допускаются родителями при воспитании. Как влияет материнское воспитание на картину мира и личность подростка. Как влияет отцовское воспитание? Что чувствует ребенок когда не получает от родителей ожидаемого? Что формируется в итоге неверного воспитания подростка, как это влияет на его жизнь. Кто важнее из родителей в жизни ребенка- подростка? Рекомендации для родителей.
Секция №3. Большой концертный зал.
Модератор секции: Борисов Дмитрий Александрович
1.Доклад. Борисов Дмитрий Александрович, медицинский психолог, директор ООО «София» (Самара).
Тема:Позиция ведущего группы. Упрямство или необходимость структурировать работу группы?
Существование свободной энергии, в виде эмоционального отклика ведущего связанных с динамикой группы является диагностической и терапевтической моделью ведения группового процесса. Переживания, возникающие в процессе групповой работы с трудом можно отделить от групповой динамики и если рассматривать группу как живой организм, стремящийся к гомеостазу, переживания терапевта можно включить в формат осознания группового процесса. Участники группы на каждую сессию приносят свои чаяния и переживания, что формирует непредсказуемый контекст групповой встречи. На начальных этапах, группа стремится минимизировать этот поток энергии, обесценивая друг друга и инициативу ведущего, или наоборот придает ей важный смысл. Подростки откликаются на эти процессы рационализацией, компенсаторным фантазированием или вытеснением.
2. Доклад. Завгородняя Евгения Александровна, клинический психолог. Тольяттинский психоневрологический диспансер (ТПНД).
Тема: «Депрессии у подростков. Почему ему плохо, когда всё хорошо? Что нужно знать, чтобы решить проблему в корне».
Детские депрессии, специфика влияния возраста и условий воспитания подростка. Клиническая картина депрессий у старших подростков приближена к таковой у взрослых. У младших подростков депрессия может скрываться за фасадом симптомов астенического и стенического регистров. Специфика сепарации в восточных и постсоветских культурах, почва для развития депрессивных расстройств у детей и подростков. Специфические потребности подросткового периода. Откуда депрессии растут? Единство потребностей и стереотипа поведения. Тревога вследствии нарушения психического гомеостаза и механизмы ее устранения: 2 пути развития событий. Прошла тревога - пришла депрессия. Ключевой момент, чтобы не допустить такого развития событий. И почему работа с родителями подростка -это как лечить заболевание, а не симптом. Точки приложения. Рекомендации родителю, чтобы профилактировать эмоциональные расстройства и значительно улучшить состояние ребенка.
3. Доклад. Иванова Александра Юрьевна, психолог-консультант.
Тема: «Схемная терапия в работе с подростками».
В схема-терапии считается, что на переживания и поведение людей в значительной степени влияет стремление удовлетворить основные эмоциональные потребности.
В подростковом возрасте автономия, самооценка и вопросы о собственной идентичности становятся все более и более важными.
Развитие мета познание в подростковом возрасте и использование ее в процессе психологического консультирования.
Роль психообразования при работе с подростками.
4. Доклад. Гребнева Елена Викторовна, психолог, коуч, член Ассоциации психотерапевтов и психологов г. Тольятти. Инвалид 1 группы.
Тема: «Подросток ничего не хочет».
Многие родители говорят о том, что их дети ничего «не хотят». Дети пассивны, постоянно находятся в гаджетах, ничто другое им не интересно. Взрослых очень часто это пугает. Но так ли все страшно? И нужно ли что-то с этим делать?
Давайте попробуем порассуждать и вместе понять возможные причины подобного «нехотения» и попробуем предположить, а то и найти, верные решения для выхода из сложившейся ситуации.
14.00 – 14.30. Обед. Кабинет 132.
Мастер-классы
14.30 – 15.50. Первая линейка.
Мастер-класс.Кабинет 255.
Покрасс Михаил Львович, психотерапевт, психиатр, психолог. Автор психотерапевтического метода лечения фобий и психосоматических расстройств «Терапия поведением». Автор книг «Активная депрессия», «Найти свою стаю», «Залог возможности существования», «Долгая дорога к себе: потрясение реальностью».
Тема: «Пауза».
О роли невербального в психотерапевтической группе.
16.00 – 17.20.
Вторая линейка, 6 мастер-классов (кабинеты 220, 209, 255 – две зоны, 233, большой концертный зал)
1. Мастер-класс. Кабинет 220.
Чубаркина Марина Станиславовна, врач-психотерапевт Центра психотерапии и психологии «Мой Мир», член Ассоциации психотерапевтов и психологов г. Тольятти.
Тема: «Семейные связи и подросток».
Влияние семейной системы на проживание подросткового возраста. Практическое исследование на наличие треугольников в семье и их влияние на подростка.
2. Мастер-класс: Кабинет 209.
Сазыкина Екатерина Викторовна, психолог, тренер детских, подростковых тренингов, член Ассоциации психотерапевтов и психологов г. Тольятти.
Тема: «Влияние на подростковый кризис через анализ семьи».
Все мы очень разные и семьи у нас разные. Но проблемы, с которыми обращаются родители – очень похожи. При этом не всегда первичный запрос, который озвучивает родитель – является истинной целью. Работа с подростами возможна, методик много, но, когда ребенок возвращается в систему, в свою семью, где главные фигуры и режиссеры процесса – родители, большинство прогресса обесценивается и обнуляется. А порой даже усугубляет ситуацию. Поэтому очень важна совместная работа и начинать ее надо именно с Родителей. На мастер классе мы подробно и наглядно разберем семейные системы, функции. Основные запросы родителей и как правильно формулировать новый запрос, который в итоге изменит понимание и поведение всей семьи.
3. Мастер-класс. Кабинет 255.
Рожкова Надежда Эдуардовна, медицинский психолог, 2-я категория по специальности «Медицинская психология», член Ассоциации психотерапевтов и психологов г. Тольятти. ГБУЗ СО «Тольяттинский ПНД».
Тема: «Эмоциональный интеллект. Связь эмоций и поведения».
Эмоциональный интеллект — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Данные навыки помогают решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни. Это ценные знания, которые были недоступны нашим родителям и бабушкам. Это то, что помогает вырастить ребенка с минимальным количеством психологических травм.Приглашаю участников поисследовать причины нежелательного поведения детей и подростков, найти экологичные методы разрешения конфликтных ситуаций, научиться понимать полезные сигналы-эмоции от нашей психики. Разберем стадии созревания мозга, как био-психо-социальные факторы и среда влияет на формирование проблемного поведения. Обсудим почему все люди и дети разные, как помочь себе и детям стать более осознанным. Подружимся с эмоциями и потренируем навык безусловного принятия, как базовый элемент отношений с детьми. Разберем универсальный алгоритм самопомощи в стрессовых ситуациях.
4. Мастер-класс. Кабинет 255
Психодрама.Самохин Олег Вилорьевич, клинический психолог, педагог-психолог высшей категории. Гудач Алла Алексеевна, педагог – психолог высшей категории. Государственное бюджетное учреждение – центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи «Психолого – педагогический центр» городского округа Тольятти Самарской области.
Тема: «Зависимость и сепарация или поиск себя».
Миф об Икаре – это миф о поиске себя?, сепарации?, а может быт это миф о зависимости? Многим из нас известен миф об Икаре, где в разной трактовке показана смерть юного мальчика, который, в одном из описаний, взлетел высоко и крылья его сгорели. А в другом – он летел слишком низко над водой, намочил крылья и утонул. Но мало кто из нас задумывался, что явилось причиной выбора Икара, а именно пренебрежение осторожностью, о которой предупреждал его отец. Было ли это желанием убежать от отца, было ли это гордыней, а может быть…
В каждом мифе есть скрытый смысл и на нашем мастер – классе мы прикоснемся к бессознательному через образ Икара и образ Дедала. А так же понять, почему подростки игнорируют наставления взрослых, что за этим стоит.
5. Мастер-класс. Кабинет 233.
Гриценко Мария, психолог, кандидат в члены Ассоциации психотерапевтов и психологов г. Тольятти. Гукова Ольга, арт-психолог.
Тема: «Зависимость и сепарация подростка».
*От зависимости к ответственности.
*Как родитель может регулировать процесс сепарации через контакт.
*Тревога взрослого и степень доверия. Взаимозависимость тревоги родителя и ответственности ребёнка.
*Границы: от размытости и жесткости, к гибкости.
*Контакт взрослого и подростка: поиск форм взаимодействия.
На мастерской поисследуем, через практические упражнения, как это устроено у Вас!
6. Мастер-класс. Большой концертный зал.
Вертей Юлия Анатольевна, педагог-психолог. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №45 «Яблонька».
Тема: «Возможности применения профилактической программы «Когда мама на нуле» в практической деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения».
В настоящее время на консультацию к педагогу-психологу все чаще стали обращаться родители, не справляющиеся с поведением ребенка. Частые ссоры, грубость, ложь, препирательства, нарушения запретов загоняют в тупик отношения между родителем и ребенком. Использование привычного арсенала техник не приносит реального результата. Растет напряжение и взаимное недовольство в семье. Родители искренне не понимают, почему их дети испытывают дискомфорт и отказываются им подчиняться. Ребенку нужна постоянная уверенность в том, что взрослый любит и понимает его, учитывает его потребности, даже когда он непослушен. Значит, ребенку необходимо получать от взрослых информацию о дозволенном, в том числе критику своих поступков, размышлений и суждений. Тогда у него будет развиваться система ценностей, которую он сможет принять. Предлагаемая программа направлена на оптимизацию детско-родительских отношений и содержит упражнения, раскрывающие причины несовпадения ожиданий родителей и детей друг на друга, предлагает механизм посмотреть на себя со стороны, увидеть истинные причины разногласий между родителями и детьми.
17.30 – 18.50.
Третья линейка, 6 мастер-классов, (кабинеты 220, 209, 255 – две зоны, 233, большой концертный зал)
1. Мастер-класс. Кабинет 220.
Люлюкова О. С., психолог, член Ассоциации психотерапевтов и психологов г. Тольятти.
Тема: «Школа осознанного родителя (ШОР). Компетентный родитель, создающий безопасное пространство детям».
Разберем что такое «Родительская компетентность» и чем отличаются 3 уровня компетенций.
Затронем стили воспитания в семье (демократический, авторитарный, гипоопека, гиперопека, на основе высоких ожиданий, противоречивое), их влияние на развитие детей.
Коснёмся форм насилия и безопасности детей в семье.
Познакомимся с новым проектом в г.Тольятти «Школа осознанного родительства». Чему обучаются родители и зачем это нужно? Проект работает с октября 2021г.
И конечно будет активная практика с использованием знаний возрастных особенностей развития и потребностей детей и подростков. Потренируем на практике свою компетентность и реагирование по заданным темам.
2. Мастер-класс. Кабинет 209.
Буркина Ирина Александровна, психолог телефона доверия, член Ассоциации психотерапевтов и психологов г. Тольятти. ГБУ СОЦ «Преодоление».
Тема: «Ребенок плюс взрослый. Рецепты получения навыков общения, понимания, прощения».
Между людьми, даже если они молчат, постоянно происходит общение. Внутри семьи – тем более. И очень важно, какого оно качества. Что можно и нужно делать, чтобы у нас с нашими детьми получилось действительно общение, а не только обмен информацией? Умеем ли мы разговаривать с ребенком как человек с человеком, а не только как взрослый с дитём неразумным? Какая речь звучит в нашем семейном доме? Цель данного мастер-класса – помочь взрослым создать в своём семейном доме ситуацию человеческого общения, делая при этом себя и своих детей счастливее.
3. Мастер-класс. Кабинет 225.
Пальчук Олег Николаевич, Семенова Светлана Алексеевна, Ларионичев Александр Викторович, педагоги-психологи. Государственное бюджетное учреждение – центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи «Психолого – педагогический центр» городского округа Тольятти Самарской области.
Тема: «Жертвоприношение».
Связь родительской компетентности и психологической безопасности детей и подростков. Социодраматическое исследование на основе библейского сюжета, где участники будут иметь возможность непосредственным образом прикоснуться к экзистенциальным вопросам жизни и смерти. Во время непосредственного участия в социодраме участники могут прикоснуться к следующим темам и вопросам:
- любви и долга;
- выбора и поступка;
- о самопожертвовании;
- исследование родительской позиции;
- отношения к Богу, как символу Закона;
- места отца и сына в системе взаимоотношений;
- тому, как мы теряем своих детей и др.
В ходе мастер-класса будут использованы методы социодрамы, психодрамы, аналитически ориентированной психотерапии.
4. Мастер-класс. Кабинет 225.
Шабанова Елена Викторовна, медицинский психолог, член Ассоциации психотерапевтов и психологов г. Тольятти. Тольяттинский психоневрологический диспансер (ТПНД).
Тема:«Когнитивно поведенческая психотерапия в работе с расстройством личности». Современное представление о расстройствах личности: тактика и особенности контакта.Клинико-психологические особенности дефицитарной (аномальной)личности и мишени психотерапии. Создание условий для гармонизации личности.Возникновение аффекта на сессии: что делать?Формирование навыка самоанализа.Работа со сложными эмоциональными состояниями.
5. Мастер-класс. Кабинет 233.
Анпилова Ирина, психолог, арт-терапевт, член Ассоциации психотерапевтов и психологов г. Тольятти.
Тема: «КАК НЕ ВЫРАСТИТЬ НАРКОМАНА. Наши права и обязанности в отношениях с близкими людьми. Драматический треугольник Карпмана»
Все знают, как важно строить в семье БЛИЗКИЕ ОТНОШЕНИЯ – отрытые, честные, построенные на взаимной выгоде. К сожалению, в некоторых семьях – отношения построены на манипуляциях и односторонней выгоде. Модель таких отношений хорошо описывает «Треугольник Карпмана». Понимание этой модели позволяет очень здорово улучшить свою жизнь в плане построения отношений с другими людьми. На м/классе мы с вами: Разберём- какие бывают нездоровые стратегии общения (Жертва, Спасатель, Контролёр). Сделаем инвентаризацию своих долженствований. Увидим иллюзии и вторичные выгоды СВОЕГО манипулятивного поведения. Освоим стратегию здорового взаимодействия с людьми. Посмотрим конкретные примеры – КАК НАМ УСТАНОВИТЬ ЗДОРОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ в своей семье. Немаловажно для тех, кто устал жить в роли Жертвы! Я познакомлю вас со СТРАТЕГИЕЙ ЗДОРОВОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА ЧУВСТВО ВИНЫ, которую вы легко освоите на этом мастер-классе.
6. Мастер-класс. Большой концертный зал.
Резниченко Елена Сергеевна, Педагог-психолог, куратор школьной службы примирения. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа №13 имени Бориса Борисовича Левицкого».
Тема: «Техника 5 вопросов при решении конфликтных ситуаций».
Когда происходит конфликт, важно найти из него выход который устроит все стороны конфликта. С помощью пяти простых вопросов участники конфликта, сами предлагают возможные решения. Это помогает выстраивать конструктивный диалог, когда он крайне необходим. Она доступна и легка в применении. Позволяет посмотреть на конфликт иначе. Полезна для всех участников образовательного процесса.
19.00 – 19.30. Круглый стол (Кабинет 255).
Хорошей работы!