Работаю направлениями:
Холистической практической психологии,
и Позитивной психотерапии
На конференции 31 мая 2017г. я проводила мастер класс «Сказкотерапия или жизнь как в сказке»
Можно сказать, что сказкотерапия это старинный метод, корни которого уходят в фольклорное творчество народов мира. сказки, мифы и легенды в воспитательных, образовательных или коррекционных целях использовались издревле, когда еще и не было в помине психологов. Их использовали родители, бабушки и дедушки, наставники, священнослужители во всем мире.
Но это название было намеренно упрощенно, так как речь была не только о сказках, а при их помощи- о жизненных сценариях людей. Цель простая - дать возможность погрузиться в сказку и задуматься о ней. Сказку мало вспомнить и проговорить, необходимо прожить, дать возможность клиенту принять её, изменить или отказаться от неё. Цель сказки – обучение на чужом примере, чужом опыте! Что проходит, как правило, менее травмотично.
Когда взрослый человек рассказывает свою любимую детскую сказку( а порой книжку или мультфильм, как было на этом мастер классе) , что – то он забывает, упускает, а что – то добавляет свое. Получается, что у каждого свой неповторимый пересказ известной сказки, не похожий на другого человека, как неповторим морозный узор на стекле, на каждом окне он свой. На примере сказочной метафоры вырисовывается краткое содержание реальной жизни, с ее особенностями, ресурсами и ограничениями.
Истории всегда показывают не один, а несколько вариантов разрешения трудностей, приучают к мысли, что выход есть всегда, надо только внимательно посмотреть и поискать его.
Кроме проговаривания любимых детских сказок, на том тренинге мы еще порисовали! Рисование является одним из важных закрепляющих факторов. И если, после обсуждения возникает тревожность или напряжение, то это один из способов, как можно расслабиться и успокоиться. Через рисунок можно увидеть проблемную тему как ребенка, так и взрослого. То, что он не смог обсудить словами, но выразил в изображении.
Задание было выделить 2 самых ярких момента. 1 со знаком ПЛЮС+ , второй со знаком МИНУС - . Рисуют клиенты на свое усмотрение карандашами, фломастерами, кто то просто ручкой. На этом этапе это не важно. Главное предоставить Этот выбор. А затем обсудить это с клиентом.
Рассматривая и расшифровывая рисунки обращаем внимание клиентов на причины, по которым они выбрали данные эпизоды.
Необходимо всегда выделять Главного Героя сказки. Узнать какой он положительный или отрицательный. В чем это выражается. Мы не преследуем в этой технике никаких диагностических задач, главная цель - это погружение клиента в сюжет истории для его проживания для того, что бы у него была возможность подумать над историей более активно.
Мы не будем специально что-то менять в этих картинках или перерисовывать их на желаемее и прочее, ибо активно коррекционной или терапевтической задачи в этой техники так же не преследуем.
На тренинге присутствовало 12 человек. С каждым мы обсудили его сказку, сюжет. С кем то глубже с кем то более поверхностно. Это было важно и очень показательно для всех присутствующих. Для возможности дальнейшей проработки.
Жизненный сценарий формируется еще у ребенка, до 5 лет. Именно потому я возвращаю своих клиентов в их самые ранние воспоминания. После лирики, сказок и расшифровки, проговаривания рисунка – мы переходим к теории. В частности к драматическому треугольнику НЕ – счастья Карпнама. Проговариваем позиции по Берну – Родитель, Ребенок, Взрослый. По Стивену Карпману говорим про Спасателя , Преследователя и Жертву. А дальше самый интересный и неожиданны поворот. В большинстве случаев в сценарии сказок моих клиентов главному герою можно «присвоить один из углов» треугольника НЕ счастья.
Всё многообразие ролей может быть сведено к трем основным –Спасателя (С), Преследователя (П) и Жертвы (Ж).
Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь, постоянную смену. Общение в пределах этого треугольника дает возможность не брать ответственность за свои поступки и решения, а так же в награду за это получать сильные эмоции и право не решать свои проблемы (так как в этом всем виноваты другие). Выйти из него можно , для этого нужно переходить в позицию Взрослого по Берну. Проанализировав поведение главного героя , переходить на анализ своей жизни. Будучи в позиции взрослого брать ответственность за свое поведение , свои поступки, чувства и мысли. Когда это клиенту удается – он выходит из своего сценария.
Вот таким образом, в общих чертах, происходит моя работа от детских сказок – к изменению Ваших жизненных сценарий! J
Мои контакты
https://www.b17.ru/grafinia/
https://vk.com/id281406529
тел. 89171 269947
© 2016-2023 | APPTLT.RU - Ассоциация психотерапевтов и психологов г.Тольятти.