- И до каких пор вы будете водить меня за ручку? До седых волос? Я уже взрослая! – хлопает дверью и топает ногами, закатывая истерику дочь, которую мы с мужем в очередной раз не отпустили в ночной клуб. Ничего, покричит, поплачет, успокоится. Зато останется дома и ничего плохого с ней не случится. Мы же всегда хотим как лучше…
Всегда. Когда не пускаем в клубы («Знаем мы эти клубы – сплошной разврат и выкачивание денег!»), на экскурсии в другой город («Ой да кто ж за детьми там уследит!»), в турпоходы («Утонет, заблудится в лесу, убьют-изнасилуют – сейчас ничего святого у молодых нет!»), на свидание с мальчиком («Ну какая там любовь в 15 лет? Да и мальчик этот совершенно не такой. Она еще благодарить будет, что удержали!»), в выбранный ею институт («Ну что за профессия воспитатель – всю жизнь чужим пацанам за гроши носы и попы подтирать?.. »).
Нам всегда очень не просто принимать эти решения, отбирая у ребенка свободу выбора. Но у нас есть оправдание: во всех этих ситуациях главное, что нами движет – большая родительская любовь. Желание уберечь чадо от плохих людей, плохих ситуаций, которыми, мы знаем, просто насыщен окружающий мир.
И все-таки отпускать надо. Так считает семейный врач-психотерапевт центра «Мой Мир» Марина Чубаркина.
Конечно, надо. Вопрос – когда, в каком возрасте?
- Да именно в подростковом. Потому что как раз в этом возрасте сын или дочь должны ответить себе на вопросы: кто я? куда иду? зачем? То есть прожить кризис, в результате которого он станет не просто Машей или Ваней, детищем своих родителей, а кем-то еще. А вот кем, пока не известно. Ведь условия жизни меняются и к ним необходимо приспосабливаться. Подросток начинает искать себя, он идет в социум (ночные клубы, подростковую компанию, различные экстремальные виды спорта, «ночной дозор» и пр.). Он идет в группу, где хочет, чтобы его признали отдельной личностью, вне зависимости от его родителей. К слову, для детей, родители которых добились успеха, известности, эта задача особенно трудна. Но в любом случае подростки попадают в ситуации, близкие к экстремальным. Потому что только через трудности можно познать себя. И задача родителей поддержать подростка, обеспечить ему тыл (читайте – безопасность), но не запрещать.
Многие родители начинают говорить: «Нам твои друзья не нравятся» Или: «Очень опасно играть в «Ночной дозор» (ночь, ситуации непредсказуемые)». Опасности для здоровья и жизни преувеличиваются, да еще все это сопровождается комментариями: «И характер-то у тебя жуткий, и любить тебя никто так не будет, как мы (я)». Ребенку внушается его общая жизненная несостоятельность. А подтекст простой: ты без нас не сможешь. Между тем задача родителя в этот период совсем иная. Важно придти к таким отношениям двух взрослых людей, где каждый за себя отвечает и берет ответственность, так что уже становится неважно, где родитель, а где ребенок.
Но родители очень тревожатся за детей. Часто это связано с тем, что в работе и браке они не реализовали себя, и ребенок стал главным смыслом их жизни. Вот пришли на прием мама и дочь. Дочери нравится молодой человек, а мама категорически против их встреч («И образование у него не то, и история семейная не очень хорошая – у них в роду мужчины пили…»). Или он другой национальности, или был женат - всегда найдется причина, не нравиться может многое. А девушка настаивает: «Хочу быть с ним». Мама не понимает и, противодействуя, только усиливает их связь. И девушка слушается. Или уходит из семьи и начинает жить с этим молодым человеком. Но мама продолжает сражаться за дочь: каждый день звонки, разговоры: «Как ты могла? Я тебя растила, ночей не спала». Иногда хватается за сердце, которое и вправду начинает болеть. Набор родительских средств воспитания очень широк. Иногда отцы и мамы не просто разговаривают по телефону, давя на жалость, но и телесно наказывают: совершеннолетних детей бьют, приковывают цепями, чтобы не убежали. Да, в моей практике встречалось и такое. Мама любила так сильно, что приковала девушку дома.
Давайте посмотрим на портрет такой заботливой мамы. Часто в раннем детстве она потеряла одного из родителей, или ее родители были слишком холодны, возможно, воспитывалась бабушкой и т.д.; с мужем развелась или живет формально («А какие чувства – детей воспитываем, хозяйство ведем»), то есть ребенок является смыслом ее жизни. Да, такая мама любит свою дочь, только умеет ли она любить?
На приеме я пробую объяснить маме, что в детстве у нее была большая травма и теперь есть страх потери самых любимых и близких. И боится она в первую очередь за себя: «А как я буду без дочери?». За этой безрассудной материнской любовью стоит страх одиночества. А тут подошел такой момент – ребенок уходит из дома. Конечно, это критическая точка в жизни семьи. Для семей, где отношения выстраивались вокруг детей, - трагическая. Пустота, одиночество, часто потеря смысла жизни и ощущение приближающейся старости. Если родители после ухода ребенка остаются вдвоем (это называется синдром «опустевшего гнезда»), им предстоит научиться по-новому взаимодействовать друг с другом. Как раз в этот время некоторые пары разводятся - те, у которых союз строился по принципу «мы воспитываем детей».
Как живется детям заботливых родителей? «Родители мужа часто приезжают без предупреждения», - рассказывает 32-летняя Оксана. «Свекровь забирает дочку из садика, готовит ужин и часто приходит в наше отсутствие, убирается и стирает, - говорит 28-летняя Ольга. - Моя мама звонит мне 2 раза в день обязательно. Утром – поздороваться, а вечером, чтобы узнать, как прошел день. Доктор, а что, так не должно быть? Или свекровь каждое утро спрашивает меня, что ее сын ел, что одел на работу, а вечером – чем он занимается и ругает, если я отпустила его на рыбалку: «Ты что не видела – мороз минус двадцать?!».
Да, особенности национального уклада в дореволюционной России были таковы, что старшее поколение было вправе вмешиваться в жизнь молодых (особенно в деревнях, где семьи были очень большие). В советское время такой уклад сохранился, семья была многопоколенной – жили по 3 поколения (бабушки-дедушки, родители, дети). Жив он во многих семьях и сегодня.
Так как же быть детям заботливых родителей? Сейчас большинство молодых семей живут отдельно. Сегодня каждый чувствует потребность в соблюдении личных границ, и вторжение раздражает.
Дети, которые с ранних лет привыкли во всем зависеть от родителей, позже продолжают считать, что все хорошее в жизни заключено в других. И любое расставание для них означает потерю всех положительных эмоций.
Поэтому психоаналитик Катрин Мадлен призывает родителей любить детей без фанатизма. Любовь – это не все, что мы можем дать своим детям. С этим чувством нужно быть осторожным: им можно задавить, поработить, оскорбить и даже убить. Из автобиографий известных людей мы узнаем, что их родители давали им большую свободу. Они как бы говорили: «Я знаю, ты справишься сам. И если ты ошибешься, это будет твой опыт, и ты найдешь новый путь».
Советы молодым, желающим избавиться от гиперопеки
Советы родителям, осознавшим проблему и желающим научиться отпускать
Беспокойство родителей за детей так же естественно, как и родительская любовь. Учиться отпускать детей - непростая задача. Как научиться?
12 – 14 лет.
Ваш ребенок собирается в гости к приятелю. Узнайте, кто этот приятель и кто там будет еще. Посмотрите на ситуацию под таким углом зрения. Ему нужно общаться со сверстниками? Да. Приобретать опыт самостоятельно проводить время? Да. Значит, вопрос не в том, стоит ли отпускать, а в том, как расставить приоритеты. Вы волнуетесь, что он попадет в «плохую» компанию. Чтобы справиться с тревогой (а она может быть напрасной), пообщайтесь в следующий раз с его другом, позвоните родителям друга, у которого проходит вечеринка, поставьте ограничения по времени. Таким образом он останется под вашим наблюдением, но уже приобретает опыт, а вы поучитесь быть с ним на расстоянии.
15 – 17 лет.
Он (она) собирается в клуб. Что волнует вас? Алкоголь, наркотики, все, что связано с сексуальными отношениями. Может быть и что-то еще. Что делать? Доверять! Запрещать в этом возрасте бесполезно. Договариваться и договариваться. Родитель может сказать: «Я тебе доверяю, но давай установим некоторые правила. Давай установим время твоего возвращения и опаздываешь, звони». Соблюдение правил помогает вам отпустить его, а ему чувствовать себя защищенным (при этом он будет, возможно, возмущаться). Будьте спокойны и настаивайте на необходимости соблюдения правил. Доказывайте своим примером, что правила необходимы: сами приходите в точное время, если обещали. Подросток в этом возрасте осваивает трудные ситуации, ищет баланс между риском и возможностью с ним справиться.